Приостановить введение обязательной маркировки и прослеживаемости лекарственных средств до 1 июля 2024 года предлагают предприниматели. Об этом говорится в справке, подготовленной к совещанию на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» 8 ноября.
В НПП отметили, что первый этап цифровой маркировки лекарственных средств (90 наименований лекарств, включая натрия хлорид, полприл, гидрасек, метронидазол и другие) стартовал 1 июля 2022 года, но до сих пор не все участники рынка готовы к нему в полной мере. В частности, отечественные производители готовы в полной мере к цифровой маркировке, а иностранные производители не готовы, ввиду отсутствия ЭЦП для приобретения контрольных идентификационных знаков.
Кроме того, не готова информационная система маркировки и прослеживаемости товаров, а дистрибьютеры и аптечные организации не в полной мере готовы, ввиду отсутствия интеграции информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, что делает невозможным прием маркированной продукции. По данным НПП, только один крупный дистрибьютор установил информсистему маркировки, два крупных внедряют ее, а средние дистрибьюторы обещали протестировать ее до конца октября. Всего на рынке работают около 500 дистрибьютеров.
Также в «Атамекене» заявляют о необходимости покупки аптеками отдельного модуля 1С для интеграции с информсистемой маркировки. Всего в Казахстане около 8 тыс. аптек.
По мнению предпринимателей, бизнес не может реализовать уже промаркированный товар. В частности, Карагандинский фармацевтический комплекс промаркировал три серии на 7 200 лекарственных средств на 600 млн тенге, которые в итоге лежат на складе и не уходят в продажу. Предприниматели обращают внимание на стоимость одного комплекта соответствующего оборудования в 100–250 тыс. евро, что совокупно на одну линию составит 500 тыс. евро.
Одновременно с этим в действующем механизме ценообразования на лекарственные средства не предусмотрена возможность отражать затраты на маркировку в цене продукции. В связи с этим предприниматели предлагают отсрочить внедрение обязательной маркировки и прослеживаемости лекарственных средств на два года. Учитывая предложения бизнеса, министерство здравоохранения разработало поправки, приостанавливающие обязательную прослеживаемость лекарственных средств до 1 июля 2024 года.
В свою очередь генеральный директор проектного офиса единого оператора АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева считает, что необходимо законодательно закрепить конкретные сроки введения обязательной маркировки и прослеживаемости.
«Сегодня первый этап у нас есть и нужно его закрепить законодательно, чтобы всем участникам рынка было понятно, когда будет прослеживаемость данного этапа – 90 наименований лекарств, когда будет этап со вторым пулом лекарственных средств по ТН ВЭДам», – сказала она.
По ее словам, иностранные и местные производители лекарственных препаратов просят предоставить четкие сроки ввода электронной маркировки.
«А не так, что мы руководствуемся какими-то слухами, планами и так далее. Тогда мы (иностранные и местные фармкомпании. – «Курсив») под эту нормативку обеспечим закупку оборудования, монтаж, установку, апробацию, интеграцию своих систем и так далее», – сказала Курмангалиева.
Она отметила, что КГД не считает коммерческой деятельностью на территории Казахстана получение кодов фармкомпаниями, поскольку это не связано с получением доходов, а с расходами.
В свою очередь исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Светлана Оспанова сообщила, что комитет государственных доходов министерства финансов расценивает покупку кодов как деятельность.
По словам заместителя председателя Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимура Жаркенова, 80% рынка фармпрепаратов представлено продукцией международных компаний, 20% – казахстанскими компаниями.
Напомним, в июле тариф маркировки лекарств был установлен в размере 2,4 тенге. Пилотный проект по маркировке лекарств проходил с 1 сентября 2019 года по 31 июля 2021 года. Обязательную маркировку в Казахстане вводить будут поэтапно. Вопрос готовности рынка к этому процессу мониторит «Казахтелеком».