Новости

Работа майнера привела к отказам другим компаниям в подключении к газу в Актобе

Компания Aktobe Smart Tech, зарегистрированная на территории индустриальной зоны социально-предпринимательской корпорации «Актобе» как центр обработки данных, занималась активным майнингом криптовалюты. В качестве энергии для этого она использовала газ. В результате этого возник дефицит газа, поэтому другим компаниям и населению начали отказывать в выдаче технических условий на газификацию. Технические условия являются первичным документом при газификации, которым определяется предварительная возможность и разрешение на подключение к газовым сетям.

«В ходе проведенной работы также был выявлен факт добычи криптовалюты на территории индустриальной зоны СПК «Актобе» ТОО Aktobe Smart Tech (майнинговая ферма). В частности, за счет потребления значительного объема газа указанным ТОО возник его дефицит на рынке, приведя к отказу от выдачи технических условий на газификацию населению региона и предпринимателям», – сообщается в ответе председателя Агентства по противодействию коррупции Олжаса Бектенова на запрос депутатов мажилиса парламента.

По данным СПК «Актобе», Aktobe Smart Tech является центром обработки данных мощностью до 5 петабайт и стоимостью 10,8 млрд тенге. Aktobe Smart Tech имеет мощность 24 МВт и входит в зарегистрированный в Дубае холдинг AQ Group, сообщает последний. С 1993 года холдинг занимался добычей, переработкой и продажей нефти и газа, но в августе 2020 года начал майнинг биткоина в казахстанском Актобе и планирует до конца 2022 года провести прямой листинг на ОТС Markets с дальнейшим выходом на Nasdaq.

«Ключевым преимуществом компании является наличие собственных мощностей по производству электроэнергии из газа за счет газопоршневых генераторов производства Сaterpillar (США)», – отмечают в AQ Group.

Холдинг также запустил центр обработки данных West Smart Trading в Актюбинской области мощностью 54 МВт при стоимости, по данным акимата области, 13,8 млрд тенге, карагандинский TECHNO KAR мощностью 54 МВт и AQ Group планирует запустить гораздо более мощную ферму – 500 МВт в западном Казахстане: 150 МВт в декабре 2023 года и 350 МВт в декабре 2024 года, а также URAL TECH мощностью 50 МВт в июне 2023 года и ферму в Техасе мощностью 318 МВт: первым этапом 18 МВт в декабре 2022 года, еще 100 МВт в декабре 2023 года и 200 МВт в декабре 2024 года. Таким образом, практически полностью майнинговые мощности холдинга будут сосредоточены в Казахстане. «Курсив» запросил комментарий холдинга, но получил его на момент публикации статьи.

Как активность майнеров привела к дефициту электроэнергии в Казахстане

Казахстан столкнулся с резким ростом потребления электроэнергии в августе-ноябре прошлого года на фоне активизации белых и серых майнеров, которые совокупно потребляли более 1000 МВт. В августе о рисках возникновения ограничений в электроснабжении из-за недостатка резервов мощности в текущем отопительном периоде сообщила компания «Самрук-Энерго», генерирующая около трети электроэнергии в Казахстане. Правительство и энергетические компании хотели, чтобы майнеры работали прозрачно, прямо заявляя о своей деятельности и прогнозируя будущие объемы потребления электроэнергии. При этом серых майнеров поставили перед фактом отключения от энергии. В результате уже в первом квартале 2022 года количество белых майнеров в стране выросло вдвое.

30 сентября 2021 года на пресс-конференции в правительстве Магзум Мирзагалиев, который тогда являлся министром энергетики (сейчас председатель правления АО «КазМунайГаз»), сообщил, что за год потребление электроэнергии в Казахстане выросло более чем на 7% – при росте в предыдущие годы в среднем на около 2%. 

По данным системного оператора KEGOC, за девять месяцев 2021 года в сравнении с таким же периодом 2020-го потребление по разным энергозонам выросло по-разному: на 11,8% в южной энергозоне, на 5,8% в северной и на 6,6% в западной. «При этом в часы пик потребление мощности превышает прошлогодние значения более чем на 1 000–1 500 МВт, что сопоставимо с потреблением целой области, например, Алматинской», – отмечалось в сообщении KEGOC от 5 октября.

В результате Казахстану пришлось принять решение по импорту из РФ 300–400 МВт для покрытия дефицита в пиковые часы по коммерческой ставке. После регулярных ограничений на потребление электроэнергии майнерами, а также обсуждения введения налога на майнинг в 1 тенге за 1 кВтч эксперты допустили исход части игроков из Казахстана в другие страны.