Управление по контролю за иностранными активами минфина США (OFAC) в январе запросило у Raiffeisen Bank International (RBI) информацию о его бизнесе, связанном с Россией, пишет Reuters. По словам источника агентства, OFAC интересуют данные о деятельности банка в России, на Украине и в Сирии, в том числе сведения о транзакциях и деятельности определенных клиентов.
Источник Reuters говорит, что первоначально OFAC затребовало ответ к февралю, но юристы RBI смогли договориться о продлении сроков подготовки ответа, пообещав ответить на вопросы американского регулятора в трех письмах — в начале апреля, мае и июне.
Сам Райффайзенбанк сообщил агентству, что OFAC попросила его «прояснить платежный бизнес и связанные с ним процессы, поддерживаемые RBI, в свете недавних событий, связанных с Россией и Украиной», говорится в публикации. При этом, по мнению банка, запрос американских властей не связан с конкретной транзакцией или бизнесом. Представитель Raiffeisen также сообщил Reuters, что вопросы OFAC носят «общий характер» и банк намерен исчерпывающе ответить на них.
Специализирующийся на санкционных делах немецкий юрист Виктор Винклер напомнил изданию, что OFAC традиционно запрашивает информацию о банках, это является для него обычной практикой и такие запросы не влекут за собой штрафные санкции автоматически.
Тем не менее, европейские регуляторы, осуществляющие финансовый надзор за банком, обеспокоены январским запросом OFAC «из-за потенциальной возможности того, что это может в конечном итоге привести к штрафным санкциям», рассказали Reuters два собеседника, непосредственно знакомых с вопросом. Австрийские власти также внимательно следят за ситуацией в Райффайзенбанке и его бизнесом в России из-за важности банка, отмечает агентство.
Наиболее жестким санкционным инструментом в арсенале OFAC является включение в SDN list, запрещающий американским компаниям или гражданам торговать с фигурантами списка, что приводит к заморозке всех долларовых платежей.
Райффайзенбанк на протяжении ряда лет входит в список кредитных организаций, системно значимых для российской экономики (СЗКО). Банк России предъявляет к таким банкам повышенные регуляторные требования. С 2020 года российские банки должны соблюдать надбавку в размере 2,5% за поддержание достаточности капитала, при этом для банков из списка СЗКО дополнительно установлена надбавка в 1% за системную значимость.
Группу RBI в России представляют Райффайзенбанк, входивший по итогам 2021 года в ТОП-10 крупнейших банков по размеру активов в России, а также лизинговая, страховая и управляющая компании. В 2022 году прибыль RBI выросла в 2,5 раза, до 3,8 млрд евро. В том числе, российские «дочки» в прошлом году увеличили свою прибыль в 4,3 раза, заработав 2,1 млрд евро или 54% всей прибыли группы.
В RBI заявляют, что группа по-прежнему оценивает все стратегические варианты будущего Райффайзенбанка, включая тщательно продуманный уход с российского рынка.