Фармацевтическая компания Pfizer намерена выпустить 19 препаратов в течение следующих 18 месяцев после предполагаемого падения продаж по сравнению с 2022 годом, когда выручка достигла рекордных $100,3 млрд. Об этом пишет Financial Times.
В предыдущие три года Pfizer завоевала одобрение ученых и инвесторов, разработав совместно с немецкой компанией BioNTech вакцину от COVID-19 Comirnaty и противовирусный препарат Paxlovid, которые обеспечили рекордные продажи. Но теперь, по мере отступления пандемии, американский производитель лекарств пытается убедить инвесторов, что он может справиться с планируемым сокращением годового дохода до $67–71 млрд в 2023-м.
В своем финансовом отчете за 2022-й Pfizer сообщила о выручке в более $100 млрд, что на 23% больше, чем в 2021 году. Согласно документу, на вакцину Comirnaty и лекарство Paxlovid пришлось более $56,7 млрд дохода. Чистая прибыль Pfizer после учета расходов составила почти $31,4 млрд, из которых $11 млрд пойдут на дивиденды акционерам. Компания прогнозирует, что продажи Comirnaty и Paxlovid в этом году упадут на 62%, до $21,5 млрд. Кроме того, в компании предполагают потерю рыночных эксклюзивных прав на несколько популярных лекарств, включая препараты от рака Xtandi и Ibrance. По расчетам фармацевтического гиганта, к 2030 году дополнительный ежегодный убыток будет составлять по $17 млрд.
После отчета Pfizer инвесторы задались вопросом, сможет ли 174-летняя компания вернуться к прежним значениям по доходам, даже если она выпустит 19 новых препаратов в течение следующих 1,5 лет. Акции Pfizer упали почти на 16%, до $43,21 с начала года, а рыночная капитализация компании в $243 млрд упала более чем на четверть с момента своего пика в декабре 2021 года в разгар пандемии.
«Рынок остается в замешательстве из-за резкого роста прибыли Pfizer после пандемии и ограниченного развития бизнеса в 2022 году. Инвесторы ищут трансформирующую сделку и упрощение новых разработок — это возможно во второй половине 2023 года, но сейчас сомнительно», — сказал аналитик BMO Capital Markets Эван Зайгерман.
По его словам, ожидания Pfizer о восстановлении продаж до пандемийного уровня к 2024 году могут быть нереалистичными, так как в скором времени «правительственные запасы США будут исчерпаны и рынок перейдет на коммерческую основу, позволяющую поднять цены».
Поможет ли производство новых препаратов нарастить прибыль
В январе команда Pfizer наметила стратегию роста, основанную на запуске новых продуктов, слияниях и поглощениях, а также восстановлении продаж COVID, которое, по ее прогнозам, может продлиться до конца десятилетия. Дэйв Дентон, перешедший в Pfizer в апреле в качестве главного финансового директора из американского ретейлера Lowe’s, уверен, что компания справится с переходом.
«Инвесторы не тратили много времени на понимание широты нашего портфеля и наших возможностей в исследованиях и разработках. Но мы продемонстрируем это в течение следующих 18 месяцев», – отметил Дентон.
Девятнадцать препаратов, которые должны появиться на рынке в этом и следующем году, разработаны учеными Pfizer совместно с более мелкими биотехнологическими компаниями. В их число входят несколько потенциальных успешных продуктов, способных приносить более $1 млрд годового объема продаж. Это лекарства для лечения респираторных заболеваний, мигрени и рака крови.
«Препарат Elranatamab, предназначенный для множественной миеломы, типа неизлечимого рака крови, потенциально может стать мега-блокбастером среди лекарств», — сказал директор по развитию отдела онкологии и редких заболеваний Pfizer Крис Бошофф.
Бошофф утверждает, что Pfizer добилась больших успехов в онкологии за последнее десятилетие. По его словам, новая комбинация препаратов, нацеленная на агрессивную форму рака предстательной железы, имеет большой потенциал и может быть одобрена в этом году. Прогнозируется, что к 2030 году 19 новых продуктов принесут годовой доход в $20 млрд.
Аналитик UBS Колин Бристоу утверждает, что новые препараты не являются первыми или лучшими во многих категориях заболеваний, «и это проблема», добавил он. Бристоу отметил, что два наиболее перспективных препарата Pfizer — лекарство против респираторных заболеваний и пероральное средство от диабета и ожирения. Компания прогнозирует, что последнее лекарство может приносить до $10 млрд в год от продаж.
«Но даже эти препараты столкнутся с конкуренцией со стороны таких компаний, как GSK, Moderna и Eli Lilly, и нет никаких доказательств того, что Pfizer имеет особое преимущество», – говорит Колин Бристоу.
В свое время опыт Pfizer в производстве, продажах и маркетинге помог сделать лекарство Липитор, которое снижает уровень холестерина, самым продаваемым препаратом в мире в начале 2000-х годов, хотя его произвели на несколько лет раньше (с 1997 до 2012 года было продано лекарств на $125 млрд). Аналитик Cantor Fitzgerald Луиза Чен предполагает, что раз Pfizer повторила этот успех с лечением Covid, то может сделать это снова со своими новыми препаратами.
«Производственная экспертиза будет иметь важное значение, особенно в отношении диабета, который относится, скорее, к рынку первичной медицинской помощи. Конкуренты Lilly и Novo Nordisk столкнулись с проблемами с поставками из-за растущего спроса», — сказала Чен.
Приобретение новых компаний
В прошлом для стимуляции роста Pfizer полагался на крупные слияния, например, покупку Wyeth за $68 млрд в 2009 году. Но жесткий подход Белого дома к антимонопольному законодательству делает крупные сделки гораздо более рискованными. Альберт Бурла, став генеральным директором в 2019 году, стремился превратить компанию из диверсифицированного фармацевтического конгломерата в более гибкий, основанный на науке, бизнес.
Луиза Чен рассказала, что за последние два года Pfizer потратил почти $30 млрд на приобретение биофармацевтических компаний Arena Pharmaceuticals, Biohaven Pharmaceuticals, Global Blood Therapeutics, ReViral и Trillium Therapeutics. По прогнозам, к 2030 году эти сделки должны приносить дополнительно около $10 млрд в год.
Некоторые собеседники издания считают, что Pfizer «продвигается слишком медленно в сфере слияний и поглощений». По их мнению, фармацевтическому гиганту необходимо дополнительно покупать компании, чтобы к 2030 году увеличить свой годовой доход еще на $15 млрд для достижения своих целей роста.
«У Pfizer большой потенциал для действий, мы оцениваем его более чем в $100 млрд, но в прошлом году он заключил всего пару сделок. Этого недостаточно, чтобы сдвинуться с мертвой точки», — уверен аналитик BMO Capital Markets Эван Зайгерман.
Однако поиск и оценка перспектив на фармацевтическом рынке требует времени, говорит опытный специалист по сделкам Дентон, который работал финансовым директором фармацевтического гиганта CVS в 2018 году и руководил приобретением Aetna за $68 млрд долларов.
«Мы не инвестируем с целью достижения синергетического эффекта. Мы инвестируем с упором на приобретение науки, которая позволяет нам ускорить разработку лекарств. Компания может потратить еще $50 млрд на достижение целей по доходам, которые она поставила на 2030 год», — пояснил Дентон.
Представитель инвестиционного фонда E Squared Capital Management, владеющего акциями конкурентов Pfizer – Merck и Lilly, Лес Фантлейдер ожидает, что в этом году Pfizer совершит ряд приобретений. Скорее всего, это будут компании, которые оцениваются в $10 млрд или меньше.
«Pfizer очень хороша в продажах, но неизвестно, есть ли у нее исследовательские центры, как у компаний Merck или Lilly. А чтобы изменить культуру, нужно время. Но у них большой портфель препаратов, и достаточно одного чрезвычайно успешного лекарства, чтобы все сказали, что Бурла — гений», — заключил Фантлейдер.