Национальный банк Казахстана в целях обуздания инфляции в течение 2022 года преимущественно ужесточал монетарную политику, а в последний раз, 24 февраля, оставил базовую ставку на том же уровне. Регулятор, объясняя свое решение в конце февраля, отметил, что планирует сохранить базовую ставку до июля.
Следующее решение по монетарной политике будет принято 7 апреля. О том, какого решения стоит ожидать участникам фондового рынка, рассказали аналитики, опрошенные «Курсивом».
Предполагается сохранение ставки
В качестве аргументов за сохранение базовой ставки Нацбанк по итогам заседания 24 февраля перечислил устойчивый внутренний спрос, перестройку логистических и производственных цепочек, а также высокие инфляционные ожидания. Несмотря на замедление темпов инфляции, ее уровень все еще превышает среднеисторическое значение, отметили тогда в Нацбанке.
В марте инфляция замедлилась и составила 18,1% против 21,3% в феврале. Уровень роста цен почти совпал с прогнозом эксперта Freedom Finance Global Данияра Оразбаева, который в беседе с «Курсивом» до выхода свежей порции статистики предположил, что инфляция в марте составит 18,4%.
Оразбаев считает, что Нацбанк сохранит базовую ставку 7 апреля. По его словам, смягчения политики (снижения ставки на 20–25 базисных пунктов) можно было бы ожидать в случае резкого замедления инфляции, если бы цены по итогам марта выросли заметно меньше, чем на прогнозируемые им 18,4%. Однако этого в итоге не случилось.
Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев также ожидает сохранения базовой ставки.
«Регулятор дал четкий сигнал рынку, что базовая ставка не будет снижаться, пока тренд на замедление инфляции не станет устойчивым», – отмечает Кастаев.
Эксперты предполагают, что регулятор оставит ставки на прежнем уровне до июля, только после этого может последовать снижение. В частности, по словам Кастаева, первое снижение базовой ставки ожидается во втором полугодии и к концу текущего года. Прогноз генерального директора DAMU Capital Management предполагает уменьшение ставки во втором полугодии с 16,75% до 14,5-15%.
Но дальнейшее направление монетарной политики будет зависеть от динамики инфляции, отмечает Оразбаев.
«Основным фактором для поддержания Нацбанком прежнего уровня является динамика инфляции. Это можно будет понять, когда мы увидим показатели повышения цен в апреле и мае. В данный момент мы также придерживаемся прогноза Нацбанка касательно сохранения прежней ставки до июля», – рассказал эксперт Freedom Finance Global.
Не все согласны
Несмотря на то, что Нацбанк послал четкий сигнал о намерении удерживать ставку на текущем уровне до конца первого полугодия 2023 года, с тех пор многое поменялось, отмечает начальник управления аналитических исследований Jusan Invest Бауыржан Тулепов. В связи с рядом негативных событий «Нацбанк может пойти по пути дальнейшего ужесточения и/или пересмотра прогноза инфляции вверх», – прогнозирует эксперт.
«А к негативным событиям следует отнести статистику по инфляции в Казахстане за февраль, которая вышла 1 марта и неожиданно отразила ускорение месячного показателя по сравнению с предыдущим январем с 1,1 до 1,3%», – отметил он до выхода свежих данных по росту цен по итогам марта.
Эксперт из Jusan Invest напомнил, что 28 марта Казахстан принял проинфляционные поправки в госбюджет, которые предусматривают увеличение расходов и ненефтяного дефицита бюджета.
«Следует отметить, что Нацбанк в своем прогнозе по инфляции на 2023 год не учитывал вышеуказанные корректировки бюджета, равно как и возможное в будущем повышение тарифов на нефтепродукты и коммунальные услуги», – поясняет Тулепов.
По словам эксперта из Jusan Invest, еще неясно, в каком направлении будет двигаться монетарная политика Нацбанка. Так как Нацбанк на последнем заседании понизил прогноз по инфляции на 2023 год с 11–13% до 9–12%, более предпочтительным было бы дальнейшее увеличение базовой ставки, отмечает Тулепов.
«…Но, как указано выше, у регулятора есть окно для обыкновенного повышения прогноза по инфляции с учетом, что в текущем году годовой показатель будет снижен за счет эффекта высокой базы прошлого года. На текущем этапе сложно судить, по какому конкретно пути пойдет регулятор – предстоящее заседание в этом плане является важным», – прокомментировал Тулепов.
«Еще рано говорить об инфляции в 4-5%»
Обновленный прогноз Нацбанка по инфляции на следующий год составляет 6–8% и только в 2025 году предполагает снижение инфляции до 4–6%, отмечает Тулепов из Jusan Invest.
«Но исполнение этих прогнозов в значительной степени будут зависеть от фискальной политики Казахстана, которая продолжает из года в год оставаться проинфляционной (чем выше расходы бюджета, тем больше денежная масса в экономике. – прим. «Курсив»)», – пояснил эксперт.
Кастаев из Damu Capital Management отметил, что целевой коридор Нацбанка по инфляции 4-5% является очень низким.
«…такие показатели я считаю реалистичными не ранее 2025–2027 годов. В связи с тем, что экономика Казахстана – это небольшая в глобальном масштабе, открытая экономика, зависящая от продажи сырья, мы зависим от динамики цен на сырье (в первую очередь нефть, потом на металлы, уран и зерно)», – подметил Кастаев.
Также, учитывая большую зависимость Казахстана от импорта товаров, инфляция в стране во многом будет зависеть от цен на импорт, говорит аналитик.
«В итоге инфляция в Казахстане не будет устойчиво низкой, пока мы не разовьем у себя производство основных товаров, не диверсифицируем экономику и не будем меньше зависеть от импорта», – резюмировал Кастаев.
Эксперт Freedom Finance Global согласен с ним: для достижения целевой отметки инфляции в 4-5%, установленной Нацбанком, потребуются два года в лучшем случае.
«Об инфляции в 4–5% пока рано говорить. Для достижения данной цели потребуются по меньшей мере 2–2,5 года. При этом необходимо, чтобы инфляция в мире снизилась до предпандемийных уровней, а цены на нефть должны быть достаточно высокими, чтобы обменный курс доллара оставался стабильным», – считает Оразбаев.
По его словам, также есть фактор бюджетных трат, которые не контролируются Национальным банком.
«В случае если расходы бюджета будут расти большими темпами, достижение показателей по инфляции будет перенесено. Поэтому реализации указанной цели можно ожидать лишь в 2025 году при лучших условиях», – предполагает эксперт Freedom Finance Global.