В МИД ожидают подписания инвестконтрактов с рядом крупных горнорудных компаний

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Несколько крупных горнорудных компаний могут подписать инвестконтракты с МИДом/Kursiv.Media

Министерство иностранных дел рассчитывает на скорое подписание десятилетних контрактов с крупными горнорудными компаниями, по которым государство гарантирует налоговую стабильность в обмен на инвестиции в размере более $500 млн, сообщил «Курсиву» вице-министр иностранных дел Алмас Айдаров.

«Сейчас все могут подписывать. Скорее всего, придут Kazminerals, ERG (Eurasian Resources Group — Курсив), «Казахмыс». Они первые, потому что они уже в работе. Новых (горнорудных проектов – Курсив) 500+ (с суммой инвестиций более $500 млн за 10 лет – Курсив) мало же», — сказал он «Курсиву» в кулуарах горнорудного форума MINEX Qazaqstan.

По его словам, заключение таких инвестиционных контрактов, по которым государство гарантирует налоговую стабильность, стало возможным с начала текущего года. Соответствующую инициативу проявили сами горнорудные компании, представители которых регулярно жаловались на частые изменения правил игры. Теперь, в случае если недропользователь обещает вложить в проекты более $500 млн, он получает взамен налоговую стабильность и может планировать свое развитие при обозначенных на 10 лет правилах игры.

Вместе с тем, отметил Алмас Айдаров, налоговые ставки для недропользователя будут зафиксированы на 10 лет не только от повышения, но и от понижения.

«Они фиксируются в обе стороны: если вдруг пойдет увеличение, вы остаетесь на том же уровне; если же будет понижение, что вряд ли, тогда для вас останутся ставки, на которые вы подписались», — объяснил он.

По его словам, в частности, речь идет о фиксации ставок налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и экологических сборов. Несколько контрактов с компаниями, входящими в Eurasian Resources Group, уже находятся в работе.   

Замглавы МИД напомнил, что за последние семь лет Казахстан ежегодно привлекал более $20 млрд иностранных инвестиций, за исключением коронавирусного 2020 года, когда было привлечено $17 млрд. В частности, в 2022 году было привлечено $28 млрд. В этих объемах доля горнорудного сектора без учета нефти и газа занимает около 20% и в МИД хотели бы сохранить условия для прихода новых инвесторов в данную сферу.

«В последние годы пошел тренд, что ГМК (горно-металлургический комплекс – Курсив), горнорудка, недропользователи не должны пользоваться какими-то преференциями. Мы, как министерство иностранных дел, немножко несогласны здесь. Горнорудный сектор остается нашей базой, он занимает значительную долю в инвестициях», — сказал Алмас Айдаров в ходе форума.

По его мнению, бизнес должен видеть на несколько лет вперед возможные изменения налогового законодательства, чтобы спланировать собственные доходы и расходы при соответствующем режиме.

«В новом Налоговом кодексе нам бы хотелось большей предсказуемости для того, чтобы рынок мог адаптироваться. На мой взгляд, минимальный период изменений должен быть 3-5 лет, то есть анонсировать за 3-5 лет, чтобы компании, которые сейчас выстраивают свою финансовую модель, могли ее адаптировать к последующему применению в своих проектах», — сказал он.

Кроме того, отдельные соглашения предлагается разработать для тех компаний, которые планируют добывать полезные ископаемые на нерентабельных месторождениях с бедными рудами или большими объемами вскрышных работ. В настоящее время государство предпочитает предоставлять льготы тем компаниям, которые приходят в обрабатывающую промышленность и другие секторы, в то время как горнорудные проекты входят в «черный список». Однако в МИДе предлагают изменить это.

«В горнорудке все проекты уникальные. Там тяжело попадать в какие-то трафаретные решения, поэтому мы здесь, как министерство, выступаем за какую-то свободу выбора в подборе инструментов для крупных игроков. Сейчас мы, как министерство, обсуждаем и хотим инициировать применение соглашения об инвестициях, есть у нас такой инструмент, который действует от 50 млн долларов. Но есть черный список (отраслей — Курсив), которые не могут подписывать эти соглашения. Подакцизная продукция, в том числе и недропользователи. На мой взгляд, крупные недропользователи от 300-400 млн долларов, условно сейчас говорю, по тем месторождениям, которые сейчас не позволяют модель построить, если там бедное месторождение или большие вскрышные работы, низкое содержание (руды — Курсив) и большое поле, наверно, нам надо подбирать модель и дать возможность таким недропользователям подписывать соглашение, в котором мы сможем подобрать оптимальную модель, чтобы он вышел на свою точку доходности. В последующем, хотя бы первые 5-10 лет поддерживать его», — объяснил он.

По его мнению, речь может идти как о налоговых послаблениях, так и о предоставлении таким недропользователям дополнительной инфраструктуры от государства. Соответствующие предложения уже обсуждаются между министерством иностранных дел, ответственным за привлечение иностранных инвестиций, и министерством индустрии и инфраструктурного развития, курирующим горнорудный сектор.

За короткое время сразу три компании, входящих в структуру Eurasian Resources Group, захотели подписать инвестконтракты с государством. Каждая из компаний («Алюминий Казахстана», «Казхром» и «Шубарколь Комир») должна будет вложить за 10 лет в развитие своих производств около 260 млрд тенге, а государство обязуется обеспечить налоговую стабильность для них в этот период.

Напомним, президент Касым-Жомарт Токаев считает справедливым повысить ставки налогов для экспортирующих сырье компаний. В частности, речь идет о необходимости повышения ставок корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость.

Председателем совета директоров и крупным акционером Eurasian Resources Group является Александр Машкевич совместно с партнерами – Патохом Шодиевым и семьей Ибрагимовых. В рейтинге Forbes в прошлом году он занимал шестое место среди богатейших израильтян – $3,7 млрд. Все представители евразийского трио, включая Алиджана Ибрагимова, стали первыми долларовыми миллиардерами в Казахстане на фоне роста цен на горнорудное сырье и выхода компании на Лондонскую фондовую биржу. 

Читайте также