Новости

Прокуратура оспорила передачу топливных складов компании зятя Назарбаева

Прокуратура оспорила передачу топливных складов компании зятя Назарбаева/коллаж Kursiv.Media

Главная транспортная прокуратура подала иск в столичный суд к министерству индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) с целью признания незаконным приказа министерства транспорта и коммуникаций 2001 года, по которому стала возможной приватизация топливных складов компании «Казахстан темир жолы» (КТЖ), которые в итоге достались компании зятя первого президента Нурсултана НазарбаеваТимура Кулибаева.

Главная транспортная прокуратура подала иск к министерству индустрии и инфраструктурного развития с целью признать незаконным приказ от 9 марта 2000 года «Об утверждении перечня основных средств РГП (республиканское государственное предприятие) «Казахстан темир жолы», которые подлежали реализации, а также приказы министра транспорта и коммуникаций (позднее эти функции перешли к МИИР) Карима Масимова от 17 октября 2001 года (27 ноября 2001 года Масимов был назначен заместителем премьер-министра Касым-Жомарта Токаева, который возглавлял правительство Казахстана с октября 1999 года по январь 2002 года. В январе 2002 года Токаев подал в отставку и позднее был назначен Назарбаевым на должность государственного секретаря – министра иностранных дел), которыми в этот перечень были добавлены материальные базы, топливные и угольные склады, а также материально-хозяйственные склады топлива и иные объекты, предназначенные для обеспечения локомотивов горюче-смазочными материалами.

В результате буквально через неделю после этого, 24 октября 2001 года, генеральный директор КТЖ Аблай Мырзахметов (с момента создания РГП КТЖ в 1997 году был первым заместителем гендиректора, в 1998–2001 годах – гендиректором, а 27 ноября 2001 года был назначен министром транспорта и коммуникаций, сменив на этой должности Карима Масимова, который стал вице-премьером. В марте 2002 года Мырзахметов был отстранен от должности министра транспорта Назарбаевым до завершения ряда уголовных дел, заведенных генеральной прокуратурой по итогам проверки деятельности КТЖ в 1997–2001 годах. 17 мая 2003 года Верховный суд приговорил Мырзахметова к пяти годам лишения свободы условно с конфискацией имущества) издал приказ о реализации объектов дирекции материально-технического снабжения с перечнем из 80 пунктов. Таким образом, через несколько недель после приватизации топливных складов КТЖ Масимов и Мырзахметов получили повышение.

На основании этих приказов топливные склады были проданы 5 ноября 2001 года компаниям «ТЭК Алматы», «ТЭК-Астана» и «ТЭК-Батыс». В открытом доступе данных об этих компаниях уже нет, но единственным частным заинтересованным юридическим лицом по делу выступает компания со схожим названием – «Торговый дом «ТЭК Казахстан», принадлежащая зятю первого президента Нурсултана Назарбаева – Тимуру Кулибаеву и владеющая крупнейшей сетью из 53 топливных складов.

Другими заинтересованными лицами по делу указана «Самрук-Казына», КТЖ и комитет транспорта МИИР.

Определением специализированного межрайонного административного суда города Астаны 27 марта иск транспортной прокуратуры был возвращен на основании части 8 статьи 136 и подпункта 11) части 2 статьи 138 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан «ввиду пропуска срока на подачу иска в суд без уважительных причин, а также в связи с тем, что иск не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства».

Однако в частной жалобе представитель истца попросил отменить определение суда, указывая на незаконность возврата иска.

При рассмотрении дела 18 мая в суде апелляционной инстанции представитель МИИР оставил принятие решения по частной жалобе на усмотрение суда. Представители КТЖ и «Самрук-Казыны» поддержали доводы частной жалобы и просили отменить определение суда, а представитель «ТД ТЭК Казахстан» просил отказать в удовлетворении частной жалобы, оставив определение суда без изменения. Таким образом, компания Кулибаева была против пересмотра нормативно-правовых актов, в результате которых прошла приватизация топливных складов, в то время как КТЖ и «Самрук-Казына» фактически желали бы вернуть свои активы.

Суд первой инстанции, возвращая административный иск, установил, что истцу было известно об оспариваемых приказах на момент их вынесения, поэтому причины пропуска срока судом признаны неуважительными. Установлено, что решением специализированного межрайонного экономического суда Алматы 20 июня 2002 года было отказано в иске юго-восточного регионального транспортного прокурора о признании недействительным договора купли-продажи от 5 ноября 2001 года, заключенного между РГП КТЖ и компанией «ТЭК Алматы».

Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 7 августа 2002 года указанное решение было оставлено без изменения. В 2010 году «Юго-восточная региональная транспортная прокуратура», «Западная региональная транспортная прокуратура» и «Центральная региональная транспортная прокуратура» были реорганизованы путем их слияния в «Главную транспортную прокуратуру».

«При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что истцу было известно об оспариваемых административных актах на момент рассмотрения гражданского дела о признании сделок недействительными, являются обоснованными. Временной период между принятием оспариваемых приказов и предъявлением истцом административного иска выходит за рамки ограничительных сроков, предусмотренных законодательством», – отмечается в материалах дела.

В результате суд апелляционной инстанции принял решение отказать в частной жалобе на определение столичного суда.

«Определение специализированного межрайонного административного суда города Астаны от 27 марта 2023 года оставить без изменения, частную жалобу истца – без удовлетворения», – говорится в документе.

Вместе с тем главная транспортная прокуратура может подать в течение месяца кассационную жалобу в судебную коллегию по административным делам Верховного суда через суд апелляционной инстанции.

В апреле в Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) «Курсиву» сообщили, что компании «Торговый дом «ТЭК-Казахстан» придется выплатить штраф в размере 5% от дохода, в случае если столичный суд удовлетворит обращение департамента по защите и развитию конкуренции Астаны.

13 февраля АЗРК сообщило о выявленных фактах установления монопольно высокой цены на приемку, хранение и отпуск жидких, сыпучих и тарированных грузов (дизтоплива) «Торговым домом «ТЭК-Казахстан», который был обвинен в злоупотреблении доминирующим положением.

Материалы расследования были переданы в департамент экономических расследований Астаны. Возбуждено уголовное дело.

Компания «Торговый дом «ТЭК-Казахстан» является самой крупной сетью топливных баз в республике. Работающая с 2001 года компания владеет 53 топливными базами по всему Казахстану общей емкостью 234 тыс. кубометров дизтоплива, 7.5 тыс. кубометров бензина, 16 тыс. кубометров масел и смазок, а также 130 тыс. тонн угля и прочих сыпучих грузов. По данным Statsnet.kz, выручка ТД «ТЭК-Казахстан» за 2022 год составила 160,8 млрд тенге.  

Это второе дело, инициированное за последнее время антимонопольным ведомством в отношении компаний, входящих в бизнес-империю зятя первого президента. В марте в АЗК сообщили, что специализированный суд по административным правонарушениям Атырау своим решением оштрафовал на 485 млн тенге компанию «РТИ-АНПЗ», совладельцем которой через череду компаний является зять первого президента Нурсултана Назарбаева – Тимур Кулибаев. Данный штраф был выплачен компанией в полном размере. Ее уличили в злоупотреблении монопольным положением, которое выражалось в установлении и поддержании монопольно высоких цен на ремонт вагонов, а также применении разных цен или условий на равнозначные работы (подача, уборка и ремонт вагонов).

Совладельцами «РТИ-АНПЗ» являются компания «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» (входит в структуру компании «КазМунайГаз») и компания Petroleum. Последняя через череду других компаний принадлежит Тимуру Кулибаеву и его бизнес-партнеру Данияру Абулгазину.

В рейтинге богатейших людей мира, по версии Forbes, Тимур Кулибаев, как и его супруга Динара Кулибаева, занимает 636-е место с состоянием в $4,3 млрд (общее состояние семьи составляет $8,6 млрд, что делает ее безусловным лидером по богатству в Казахстане). Основным бизнесом для них является банкинг – пара на паритетных условиях владеет компанией «АЛМЭКС», которая контролирует крупнейший банк Казахстана – «Народный банк Казахстана» (69,52% простых акций банка принадлежат «АЛМЭКС», 28,51% – номинальному держателю в лице The Bank of New York). Помимо банкинга, нефти и нефтепродуктов, в структуру их активов входит различная недвижимость и другие активы.