Пассажиропоток через «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» Астаны может увеличиться к 2030 году практически в два раза, если ему удастся решить вопросы с поставками топлива, сообщил председатель правления аэропорта Даулет Хамзин.
«Мы приступили в соответствие с требованиями ИКАО (Международная организация гражданской авиации – Курсив) к разработке мастер-плана аэропорта. В 2022 году совместно с ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта – Курсив) мы подготовили мастер-план развития аэропорта на 30 лет вперед – до 2052 года, с целью правильного планирования инфраструктуры, земельных участков и подготовки инфраструктуры будущего. Считаем, что это позволит подготовить аэропорт к будущим вызовам, росту пассажиропотока практически в два раза к 2030 году и мы рассчитываем, что сможем увеличить транзитный поток в пять раз, если обеспечим стабильные поставки авиатоплива», — сказал он в ходе первого казахстанского авиафорума.
Пассажиропоток столичного аэропорта достиг в прошлом году достиг рекордного показателя в 6 млн человек по сравнению с 4,8 млн в 2021 году. Таким образом рост составил 24%.
Хамзин отметил, что продажи авиатоплива аэропортом увеличились в 2022 году до 140 тыс. тонн по сравнению с годовыми объемами продаж в 15 тыс. тонн до пандемии, когда в аэропорту работали две топливозаправочные компании, а сам аэропорт не осуществлял продажи.
После крушения в пандемию традиционных пассажирских перевозок воздушная гавань занялась привлечением транзитных авиакомпаний, которым начала продавать топливо. Эти доходы, считает он, позволили сохранить персонал.
Однако прошлый год стал серьезным вызовом для столичного аэропорта, когда стоимость авиакеросина на внутреннем рынке выросла, по его словам, практически в два раза.
«Казахстан, как страна ранее со стоимостью авиатоплива чуть ниже мировых цен, стал на порядок выше. К сожалению, эта тенденция продолжается. У нас, к сожалению, стоимость топлива не опустилась до мировых индексов. Оптовые цены поставщиков все еще превышают среднемировые индексы, как европейские, так и азиатские. Считаем, что основной причиной явилась геополитическая ситуация, связанная с конфликтом России и Украины, и спекуляция трейдеров на российском рынке. В результате у нас происходит нонсенс, когда мы, как нефтяная страна, экспортируем дешевое сырье за рубеж, а назад вынуждены импортировать дорогой переработанный в соседних странах продукт, что, понятно, негативно сказывается на развитии экономики всей страны. Эту ситуацию нужно менять», — сказал Хамзин.
Дорогое топливо, полагает он, отпугивает транзитные авиакомпании, которые росли в 2021 и 2022 году.
«Сейчас, к сожалению, они сокращаются в первую очередь из-за высокой стоимости авиакеросина, во вторую очередь, из-за необходимости облета территории Российской Федерации. Так как все транзитные авиапотоки сместились несколько на юг, нам достаточно тяжело удерживать транзитные потоки. Поэтому мы сейчас делаем ставку в основном на импортный авиакеросин. С июля 2022 года, можно сказать, что практически 90% объемов авиакеросина в аэропорту Астаны — это импортный керосин. Мы практически не покупаем керосин на внутреннем рынке. Такая ситуация сложилась прежде всего, из-за административного распределения ресурсов с местных НПЗ между авиапредприятиями. Считаем, что такая ситуация дискриминирует положение участников-авиапредприятий на рынке и одно из предложений это, прежде всего, обеспечить равный доступ всех авиапредприятий к ресурсу – авиакеросину. Практически весь объем авиакеросина продавать на топливной бирже, что создало бы равные условия», — предложил глава аэропорта.
По его мнению, уже в этом году казахстанские аэропорты могли продать 1,5 млн тонн авиатоплива.
«Нужно всерьез задуматься над строительством новых перерабатывающих заводов, потому что 1 млн тонн потребность была в прошлом году. В этом году, если бы не было ограничений и высокой стоимости ГСМ, мы бы смогли заправить в аэропортах Казахстана (самолеты на – Курсив) порядка 1,5 млн тонн и продать этот авиационный керосин по мировым ценам. Не заниженным ценам, как некоторые это пытаются преподнести, а именно по котировкам Platts+ (ценовое нефтяное агентство – Курсив), а не Platts+», — сказал Хамзин.
Однако генеральный директор компании «КазМунайГаз Аэро» (основной поставщик авиатоплива в стране, «дочка» «КазМунайГаза») Эльдар Шамсутдинов считает, что аэропорты должны взаимодействовать с компанией, когда каждая сторона выполняет свои функции.
«Очень важно, чтобы аэропорты не закрывали двери для таких операторов, как «КазМунайГаз Аэро». Это важно, чтобы работали совместно, потому что есть синергетический эффект. Они смогут сконцентрироваться на своей непосредственной деятельности, а поставщик авиатоплива будет постоянно обеспечивать авиатопливом… Чтобы не было резких скачков, когда в Казахстане авиатопливо самое дешевое или самое дорогое по сравнению с соседними странами», — сказал он журналистам.
По его мнению, именно приток транзитного авиатранспорта привел к вымыванию из Казахстана собственного недорогого топлива.
«Авиакомпании стали использовать Казахстан как дешевую заправку самолетов и просто за какой-то короткий промежуток времени объем авиатоплива был вымыт с рынка. Соответственно, цена должна быть примерно на уровне цены авиатоплива вокруг нас, чтобы мы с ними конкурировали. Это приведет к тому, что у нас не будет такого дисбаланса по топливу. Второе – приведет к тому, что будет справедливая цена и авиакомпании будут выбирать где им заправляться. Это позволит увеличить наш транзитный потенциал. Согласитесь, если авиакомпании будут просто использовать нас: вот, Казахстан, здесь дешевое авиатопливо, мы сейчас прилетим и заправимся тут, ничего хорошего не будет. С одной стороны, они должны прилетать, но, с другой стороны, не должен быть подход, что это авиатопливо вымывается с рынка», — считает Шамсутдинов.
Позднее он уточнил «Курсиву», что доля КМГ в целом по казахстанскому рынку авиатоплива составляет около 70%. При этом, по его словам, цены уже стали привлекательными.
«Если брать цены на «заправках в крыло» Ташкент и Бишкек где-то 1150-1200 долларов за одну тонну ТС-1, РТ (сорта авиатоплива – Курсив). У нас авиатопливо в зависимости от аэропорта около 1000 долларов за одну тонну в крыло, потому что цены постоянно играют», — сказал он, отметив, что сама «КМГ Аэро» поставляет топливо по $800 за тонну.
Помимо казахстанских гражданских авиакомпаний «КМГ Аэро» поставляет топливо, в том числе бензин, дизтопливо и авиакеросин, местным силовым органам. Совокупную потребность Вооруженных сил, пограничной и авиационной служб Комитета национальной безопасности, национальной гвардии, министерства по ЧС, уполномоченного органу в области государственного материального резерва Шамсутдинов оценил на этот года в не более чем 40 тыс. тонн, однако этот показатель может быть скорректирован по их заявкам.