Антироссийские санкции «перекраивают» торговлю в Центральной Азии и Казахстане, заявил вице-премьер Серик Жумангарин, являющийся по совместительству министром торговли и интеграции РК. В интервью Bloomberg он предположил, что к 2030 году объемы торговли республики с Китаем превзойдут товарооборот с Россией и 27 странами Евросоюза.
На протяжении 30 лет независимости Казахстана Россия была крупнейшим торговым партнером республики, даже несмотря на ежегодно растущий товарооборот с Китаем. Но санкции, которые были введены в отношении РФ после ее полномасштабного вторжения в Украину, открывают новые торговые возможности для Китая. Серик Жумангарин утверждает, что восточный сосед Казахстана догонит Россию уже через несколько лет. По его словам, в настоящее время «рост товарооборота происходит за счет КНР».
Торговля Казахстана с Китаем выросла примерно на треть в прошлом году и приблизилась к $24 млрд. При этом товарооборот Казахстана с Китаем на $2 млрд меньше, чем с Россией. На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил довести объемы торговли РК С КНР до $40 млрд. Также в прошлом году Си выбрал Казахстан и Узбекистан для своей первой поездки за границу после пандемии коронавируса.
«Но в то время как страны от Италии до Австралии пересматривают свои связи с Китаем, государствам Центральной Азии, в число которых также входят Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан, может оказаться трудно сопротивляться притяжению второй по величине экономики мира», – пишет издание.
Несмотря на то, что Казахстан не признал аннексированные Россией украинские территории и утверждает, что соблюдает антироссийские санкции, товарооборот страны с северным соседом вырос на 10% год к году по итогам I квартала 2023 года. Жумангарин заявил, что косвенные последствия санкций вынудили Казахстан приспособиться, за счет чего значительно вырос реэкспорт товаров в Россию. За первое полугодие 2022 года поставки высокотехнологичной продукции в Россию выросли с $15 млн до $184 млн. В этой связи Казахстан находятся под пристальным вниманием правительств США и стран Евросоюза за содействие поставкам товаров, которые попали под торговые ограничения.
«Мы не находимся в периметре санкций и не поддерживаем их, особенно в отношении наших основных торговых партнеров. Но мы эти санкции соблюдали и будем соблюдать. И это чисто экономическая политика. Все группы санкционных товаров находятся под наблюдением», — сказал Жумангарин.
Вице-премьер отметил, что движение товаров через Россию усложнилось, а некоторые ее компании, находящиеся под санкциями, больше не могут покупать казахстанское сырье. Он сообщил, что из-за санкций все больше российских экспортеров уходят из РК, сосредотачиваясь на внутреннем рынке. Из-за того, что возможность торговли с Россией сужается, Казахстан задумывается о торговле с Китаем, Ираном через Каспийское море, Индией и странами Персидского залива. Однако «китайское направление является приоритетным», добавил Жумангарин.
Китайская компания Haval уже начала сборку автомобилей в Казахстане, в ближайшее время в страну планируют зайти другие автомобильные бренды, например, Chery. Казахстан, в свою очередь, уже начал поставлять зерно в Китай и ведет переговоры об экспорте мяса. Также планируется строительство дополнительного железнодорожного хаба, связывающего РК и КНР, напомнил Жумангарин.
«Мы изучаем возможности Казахстана как транспортно-логистического узла, причем не только в Россию или Беларусь. Есть более привлекательные рынки. К примеру, Юго-Восточная Азия имеет огромный объем товаров для перемещения в Европу», – отметил Жумангарин.
Он уточнил, что при этом Казахстан не будет той территорией, через которую обходят ограничения. Если республика попадет под санкции, то она не «выдержит давления».