Узбекская «дочка» Halyk Bank увеличила депозитную базу за год в 2,5 раза

Опубликовано
Фото: Halyk

Кредитный портфель узбекистанского банка Tenge за год увеличился почти в два раза – со $156 млн до $273 млн. Депозитная база выросла почти втрое. Об этом рассказал председатель правления банка Талгат Аюпов на ПЛАС-Форуме «Финтех, банки и ритейл. Трансформация и взаимодействие», который проходил в Ташкенте.

Дочерний банк Tenge является частью международной группы Halyk, в которую входят 14 дочерних компаний, работающих в четырех странах — в том числе и в Узбекистане, с 2019 года. За это время было запущено мобильное приложение Tenge24 (более 500 тыс. скачиваний), сам банк показал существенный рост по активам. Общий кредитный портфель на 1 мая 2022 года составлял $156 млн и за год вырос до $273 млн — рост в 1,8 раз. Депозитная база за тот же период выросла с $57 млн до $151 млн, увеличившись в 2,7 раза. Активы банка на 1 мая 2022 года составляли чуть более $300 млн, спустя год – уже $425 млн, показав рост на 42%. Чистая прибыль в первом квартале 2023 года составила $2 млн. Рейтинговое агентство Moody’s присвоило банку рейтинг Ba3, прогноз «Стабильный».

Фото: Halyk

Tenge Bank – это 18 отделений и 10 POS-точек в девяти городах Узбекистана. Он входит в топ-3 компаний по выдачам на вторичном рынке автокредитования.

«Имеется очень хороший запас по ликвидности по капиталу. Это крайне важный фактор для рынка Узбекистана, который активно растет. Мы видим мощный рост экономики, высокими темпами развивается товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном. Сейчас достигнута цифра в $5 млрд, в ближайшие годы две страны ставят себе цель довести эту цифру до $10 млрд», — поделился глава фининститута.

Один из главных факторов успешного развития Tenge Bank, говорит Аюпов, — это постоянное стремление оптимизировать клиентский путь, улучшить цифровой опыт. В комментарии «Курсиву» он объяснил, как цифровизация влияет на выгодность продуктов, которые предлагает банк. По его словам, она помогает делать условия кредитования привлекательнее в плане ставок, поскольку таким образом снижаются операционные расходы банка.

«Любая стоимость продукта состоит из ряда компонентов. Первый и основной — это базовая ставка, стоимость фондирования, далее на нее накладываются такие элементы, как риск-премия, операционные расходы и другое. Чем быстрее и эффективнее мы принимаем решение о выдаче кредита (скоринг), чем меньше несем операционных затрат, прямых либо косвенных, при продаже одного продукта, тем ставка становится более выгодной для клиента», — пояснил эксперт.

Напомним, что если физлица сейчас, чтобы стать клиентами банка, могут даже не приходить в отделения, благодаря инструментам цифровой биометрии имеют возможность получить заем, заказать карту, то для юридических лиц это до сих пор остается недоступными опциями.

Улугбек Таваккалов, заместитель председателя Tenge Bank, рассказал, что представители МСБ при попытке оформить кредит зачастую сталкиваются с бесконечными бюрократическими препонами.

«Мы все хорошо понимаем, что цифровизация должна касаться не только розницы. У нас есть большой непокрытый сегмент – это МСБ. Президент Узбекистана давал указания, чтобы эту сферу тоже оцифровывали, снижали бюрократические барьеры. Поэтому в мае 2023 года регулятор позволил банкам регистрировать субъекты бизнеса уже без заполнения карточки образцов подписей, без физического присутствия самого юрлица в банке. Но, к сожалению, несмотря на все эти, на мой взгляд, кардинальные, хорошие шаги, до сих пор не существует ни одного банка в Узбекистане, который мог бы удаленно одобрить юридическое лицо. До сих пор нет понятных онлайновых цифровых продуктов», — делится зампред.

В планах банка – уход от офлайновых кредитов, как минимум по стандартным массовым займам для МСБ, чтобы предприниматели могли получить деньги на оборотный капитал в режиме онлайн. По мнению Таваккалова, 2023 год и начало 2024 года станут «годом МСБ», поскольку это направление крайне нуждается в развитии.

Фото: Halyk

«Мы уже на верном пути: начали строить кредитный конвейер, стали менять и упрощать свои бизнес-процессы. Думаю, что к началу следующего года вы услышите инновационные решения по Tenge банку в отношении МСБ – по упрощению и цифровизации клиентского пути», — говорит он.

Банк ввел онлайн-микрокредит, с лимитом до 50 млн сум. Весь клиентский путь в мобильном приложении Tenge24 составляет не более трех кликов. Еще одно нововведение — картоматы, которые появились в Узбекистане летом 2022 года. Они позволяют выпустить пластиковую карту в течение минуты.

В последние пять лет, рассказал Улугбек Таваккалов, узбекистанские банки «ринулись в розницу» — стали оцифровывать продукты и каналы продаж. Несмотря на это, все еще остается на недостаточно развитом уровне клиентский сервис, считает он.

«Понятие «клиентский опыт», «клиентский путь» появилось недавно, и банки уже стараются, больше стали уделять внимание таким вопросам. Они начали отслеживать, сколько приходится клиенту ждать, во сколько дверей и окон стучаться. Это с одной стороны. С другой стороны, начали более оперативно реагировать на отзывы и комментарии, которые появляются в социальных сетях», — объяснил зампред.

Таваккалов уверен, что всю эту информацию необходимо собирать, анализировать и использовать для того, чтобы улучшать и развивать сервис. Работа над цифровыми продуктами тоже входит в эти задачи.

Банк продолжает расширять свое присутствие во всех городах республики: Ташкент, Навои, Фергана, Бухара, Нукус, Самарканд и т.д. Чтобы удовлетворять растущий спрос на банковские услуги, решили в свое время открыть второй офис в Ташкенте — недалеко от первого. Это позволило более эффективно принимать клиентский трафик.

Читайте также