Евразийский банк развития (ЕАБР) заявил, что новый формат таргета Нацбанка по инфляции будет способствовать укреплению доверия к регулятору. Ранее регулятор пересмотрел цель по инфляции с интервальных значений (4–5% на 2023–2024 годы, 3–4% на 2025-й) на точечное – 5% на среднесрочную перспективу. Об этом говорится в июльском обзоре ЕАБР.
«Мы полагаем, что в контексте повышенного внешнего инфляционного фона, где, скорее всего, мир не вернется к сверхнизкой инфляции и ставкам, характерным для 2010-х годов, обновленная цель по инфляции будет способствовать укреплению доверия к регулятору», – прокомментировали в ЕАБР.
Прогноз по замедлению инфляции аналитики ЕАБР сохранили, как в июньских данных, на уровне 7,9% на конец года. Напомним, что в ноябрьском прогнозе ожидалось замедление роста потребительских цен до 7,8%. На понижение инфляции в годовом выражении повлияло замедление роста мировых цен на сельхозпродукцию, уточняют эксперты. В июне рост потребительских цен замедлился до 14,6% после 15,9% в мае.
«Тренд на ослабление давления со стороны внешнего сектора сохранился: вследствие замедления роста мировых цен на сельхозпродукцию вклад продовольственного компонента в инфляцию Казахстана составил 6,3 п. п. в июне 2023 года (7,1 п. п. месяцем ранее). Ежемесячная динамика также показывает признаки стабилизации в продовольственном сегменте: в июне 2023-го инфляция опустилась до 0,2% по сравнению с 0,5%, 1,7% и 1,9% в июне 2020, 2021 и 2022 годов соответственно».
Инфляция в непродовольственном секторе и сфере услуг замедляется не так выраженно, как в продовольственном, отмечают исследователи. Частично они это связывают с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги и горюче-смазочные материалы.
«По нашим оценкам, к концу 2023 года можно ожидать более значительного снижения инфляции по мере выхода из расчета эффектов миграционного шока осени прошлого года», – добавили в ЕАБР.
ЕАБР ожидает снижения базовой ставки
Также аналитики позитивно оценили решение Нацбанка по сохранению базовой ставки на уровне 16,75% по итогам июльского заседания. ЕАБР говорит, что это может снизить инфляционные ожидания.
«Рост индекса потребительских цен (в годовом и месячном выражении) находится на нисходящей траектории, однако инфляционные ожидания остаются повышенными на фоне новостей о повышении цен на горюче-смазочные материалы и жилищно-коммунальные услуги. В дополнение, сильные показатели розничного товарооборота и кредитования физических лиц свидетельствуют о повышенном внутреннем спросе. Указанные внутренние факторы отчасти компенсируют дезинфляционное влияние внешнего сектора (ослабление ценового давления со стороны мировых товарно-сырьевых рынков и стран – торговых партнеров). Текущий уровень базовой ставки позволит стабилизировать инфляционные ожидания», – полагают в ЕАБР.
Аналитики предположили, что в случае дальнейшего снижения инфляции регулятор может приступить к циклу снижения базовой ставки в III квартале 2023 года. По их оценкам, она имеет потенциал снижения примерно до 15% к концу года. На прошлой неделе глава Нацбанка Галымжан Пирматов пообещал рассмотреть возможность снижения базовой ставки на августовском заседании. Весной Пирматов заявлял, что Нацбанк собирается сохранить ставку на уровне 16,75% до середины года, а затем рассмотрит возможность смягчения денежно-кредитной политики. При этом глава регулятора подчеркнул, что решения будут приниматься «плавно и осмотрительно».
Увеличение темпов промышленного производства
ЕАБР также предполагает сохранение высоких показателей роста экономики из-за роста инвестиций на 17,2% год к году. Однако аналитики сохранили ожидания по росту ВВП на том же уровне, что и в предыдущем прогнозе (4,3%). За пять месяцев 2023 года ВВП вырос на 4,5%. Ключевыми драйверами роста, по данным ЕАБР, стали строительство, торговля, информация и связь. Положительная динамика фиксируется и в остальных ключевых отраслях: промышленность выросла на 3,5% год к году, сельское хозяйство – на 3,7%, транспортная деятельность – на 6,7%.
Исследователи выразили мнение, что рост горнодобывающей отрасли начнет восстанавливаться во второй половине 2023 года. Этому будет способствовать поэтапный запуск новых мощностей на нефтяном месторождении Тенгиз, полагают в ЕАБР. По их данным, объем промышленного производства в январе – мае увеличился на 2,4% год к году по сравнению с 3,5% в январе – апреле.
«Повысились темпы роста производства в энергосекторе, а в горнодобывающем и обрабатывающем, наоборот, снизились. В мае отмечено сокращение добычи нефти и угля, а также сохранился спад в металлургическом производстве. Реализация государственных программ, направленных на диверсификацию экономики, создаст условия для положительной динамики в обрабатывающих отраслях», – добавили в ЕАБР.
Кроме того, эксперты считают, что инвестиционная активность продолжит поддерживать экономику в условиях реализации проекта по расширению месторождения Тенгиз, а также в рамках запуска 170 инвестиционных проектов на 1 трлн тенге.
Росту внешнеторгового оборота на 11% за первые четыре месяца 2023-го способствовало увеличение импорта в стоимостном выражении на 40,5% год к году. В частности, выросли поставки машин и оборудования в долларовом эквиваленте на 63,5% в условиях высокой инвестиционной активности в республике. Объем экспорта за аналогичный период снизился на 3,8% из-за уменьшения стоимости нефти и металлов на мировых рынках и падения физических объемов экспорта нефти и газа, а также железной руды.
«Выпадение экспортной выручки от сырьевых ресурсов частично компенсировано ростом экспорта машин и оборудования в 2,4 раза. Мы полагаем, что в ближайшие месяцы основу внешнеторговых операций продолжит составлять импорт, стимулируемый реализацией инвестиционных программ, а слабость экспорта будет по-прежнему определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках», – добавили аналитики.
Ситуация в мире и ее влияние на регион
В ЕАБР подчеркнули, что на замедление деловой активности в мире все больше влияет повышение процентных ставок в развитых странах. Индекс опережающих индикаторов (значение, разработанное для предсказания будущего направления экономической активности США, включает такие факторы, как изменение уровня занятости, объемы производства промышленности, потребительские расходы, финансовые рынки и другие) для США сигнализирует о высоком риске рецессии, уверены аналитики. В Еврозоне PMI обрабатывающей промышленности опустился в июне до минимума за последние три года, а компонента текущего выпуска – до минимума за восемь месяцев, темпы роста в секторе услуг – до пятимесячного минимума.
«Эти сдерживающие эффекты будут распространяться и на другие страны. Риски рецессии экономик США и ЕС высоки и будут подталкивать правительства стран к смягчению денежно-кредитной политики, несмотря на сохраняющийся высокий уровень инфляции. Как ужесточение монетарной политики для окончательной победы над инфляцией, так и ее смягчение для поддержки экономики, что особенно актуально в случае электорального цикла в США, несут угрозы для макроэкономической и финансовой стабильности не только в развитых странах, но и во всем мире», – предупреждают аналитики.
Несмотря на охлаждение глобальной деловой активности, экономики региона операций ЕАБР демонстрируют уверенный рост, подчеркнули в организации. Благодаря внутренним источникам, за январь – май ВВП региона в годовом выражении увеличился на 1,1% после спада на 1,5% в 2022-м. Аналитики связывают это с высокой адаптацией экономик к внешним шокам и увеличением внутреннего спроса.
«Сокращение глобального спроса будет ограничивать темпы экономического роста стран региона операций ЕАБР, в первую очередь экспортеров сырьевых ресурсов. Негативное влияние будет в определенной мере нивелировано ростом взаимных операций внутри региона. Кроме того, быстрая адаптация к введенным внешним ограничениям, поддержка со стороны бюджетной и монетарной политики создают условия для роста за счет внутреннего спроса», – резюмировали исследователи.
В июньском прогнозе ЕАБР писал, что в ближайшем будущем на Евразийский регион будут влиять три основных мировых тренда. Первый – замедление инфляции при сохранении ее на повышенном уровне относительно последнего десятилетия. Второй – завершение циклов ужесточения денежно-кредитной политики в развитых странах. Третий – ослабление мировых темпов экономического роста.
В макроэкономическом прогнозе от 29 ноября 2022 года ЕАБР сообщал, что меры казахстанского правительства по поддержке экономики, а также расширение производственных мощностей позволят нивелировать отрицательное влияние внешней среды на экономику страны.
Специалисты Азиатского банка развития прогнозировали, что экономика РК может вырасти в 2023 году на 3,7%. Во Всемирном банке считают, что казахстанская экономика в 2023 году вырастет на 3,5%, а в 2024 году улучшится на 4%. В обзоре Аналитического кредитного рейтингового агентства говорилось, что ВВП в 2023 году вырастет на 4,1%, в 2024 году – на 3,9%.