Акции в Казахстане стали распространенным имуществом. Как и другое имущество, ценные бумаги входят в наследственную массу. Но как наследники узнают о том, что они стали владельцами акций, если наследодатель не оставил завещания и даже никогда не говорил, что является акционером?
В очередь, наследники!
Все финансовые инструменты (включая акции и другие ценные бумаги) относятся к имуществу. Это главное, что нужно знать наследодателям и наследникам об акциях.
«А в наследственную массу входит все имущество, принадлежащее наследодателю на день смерти», – уточняет Аркадий Гайдаш, магистр юридических наук, сеньор-лектор Caspian University, специализирующийся на наследственном праве.
Акциями, как любым другим имуществом, можно распорядиться, составив завещание.
«Так как акции можно покупать-продавать по несколько раз в день, то лучше не перечислять акции на момент составления завещания. Стоит писать о ценных бумагах, которые будут во владении завещателя на день смерти, и указывать, кто будет правопреемником всех акций или части акций», – рекомендует Аркадий Гайдаш.
Если же наследодатель не указал ценные бумаги в завещании, то они будут наследоваться так, как указано в законе, – согласно очереди. В первую очередь наследников входят дети, супруг (супруга), родители наследодателя.
Если нет наследников первой очереди, то имущество уходит второй очереди и так далее. Это подробно расписано в Гражданском кодексе РК.
Усопшие данные
В цифровую эпоху наследникам достаточно просто узнать, причитаются им ценные бумаги или нет.
«Акции сейчас существуют только в бездокументарной форме, – напоминает Аркадий Гайдаш. – Поэтому нотариусу, который ведет дело о наследстве, нужно сделать запрос по заявлению наследника или лица, претендующего на наследство, в Центральный депозитарий ценных бумаг (ЦДЦБ). Это единственная организация, которая ведет реестр ценных бумаг, если мы говорим об акциях казахстанских компаний. Если же речь о зарубежных компаниях, то информацию можно запросить у брокеров».
Одна из главных задач ЦДЦБ – педантично вести учет ценных бумаг и их держателей. Как регистратор ЦДЦБ ежедневно сталкивается с проблемами, связанными с наследованием ценных бумаг. Об этом рассказывает Наталья Михайленко, начальник фронт-офиса Центрального депозитария.
«В 90-х, во время приватизации, зачастую акции давали членам трудовых коллективов. С тех пор акционеры не актуализировали свои данные. Хотя законом «Об акционерных обществах» определено, что, когда происходит изменение сведений, к примеру, удостоверения личности, адреса, фамилии, акционеры обязаны в течение десяти дней уведомлять об этом эмитента и ЦДЦБ», – отмечает Михайленко.
Поэтому наследодатели могут быть зарегистрированы в ЦДЦБ со старыми (неактуальными) данными. И когда нотариус делает запрос в ЦДЦБ, бывает сложно определить, кто значится в реестре акционеров: тот самый наследодатель или совершенно другой человек.
«Жизнь наследников усложняется: им приходится искать подтверждающие документы, чтобы доказать, что умерший и тот, кто указан в реестре акционеров, – одно и то же лицо», – объясняет Михайленко.
Тусуп Нукенов, заместитель председателя правления инвестиционной компании «Фридом Финанс», говорит, что к ним каждую неделю обращаются люди, которые унаследовали акции, и никаких проблем с переоформлением не бывает, если на руках есть свидетельство о праве на наследство.
«Мы направляем человека к менеджеру, который открывает счет, и переводим на счет наследника ценные бумаги или денежные средства, которые были на счету усопшего», – рассказывает Тусуп Нукенов.
Акция всегда держателя найдет
Даже если человек не подозревал, что наследодатель владел ценными бумагами и поэтому нотариус не сделал запрос в ЦДЦБ, информация об акциях неизбежно вскроется.
«Эмитенты обязаны работать со своими акционерами, в том числе информировать их о необходимости своевременно обращаться в ЦДЦБ для обновления сведений, фиксировать активность. Допустим, эмитент видит, что акционер не приходит на собрания АО, не получает дивиденды, тогда эмитент начинает искать этого акционера. Если выясняется, что держатель акций умер, то разыскивают его наследников и сообщают о наличии ценных бумаг», – рассказывает Наталья Михайленко.
Если акции «всплыли» не сразу, а после шести месяцев, отведенных на поиск наследников и получение свидетельства о наследстве, они (ценные бумаги) все равно включаются в наследственную массу на основе универсального правопреемства. Иными словами, если наследник принял что-то одно из наследства, он принимает все остальное.
«Поэтому нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело, и получить дополнительное свидетельство именно на эти появившиеся акции. На основании свидетельства переоформить на себя права на акции», – описывает процесс Аркадий Гайдаш.
Тусуп Нукенов уточняет, что в период, когда наследодатель уже умер, а наследники еще не знают о ценных бумагах, акции никуда не исчезнут:
«Они будут числиться на бессрочном счету усопшего как угодно долго, до первого обращения наследников».
Если в этот промежуток времени акциями будет распоряжаться управляющий, а наследникам потом не понравятся действия управляющего, то они могут обжаловать это в суде.
«У меня есть такие судебные дела, – говорит Аркадий Гайдаш, – они длятся годами, потому что акция не индивидуализирована и ее сложно истребовать назад. В общем, все очень хлопотно и индивидуально».
«По идее, проблема поиска акционера, когда акционер умер или признан умершим, решается путем интеграции с государственными базами данных, – говорит Наталья Михайленко. – Когда клиент официально признается умершим, в течение дня аннулируются документы, удостоверяющие личность, и в государственные базы вносится соответствующая запись. При интеграции эта информация становится доступной, в том числе брокерам».
По словам Михайленко, Центральный депозитарий уже получил разрешение на интеграцию с госбазами, и когда подключение произойдет, ЦДЦБ будет получать в том числе информацию о смерти держателей ценных бумаг.
Одна на всех
При наследовании акций может возникнуть еще одна проблема, связанная с тем, что законодательством Казахстана акция считается неделимой. Иногда, если наследников два и больше или если наследуемые бумаги невозможно поделить без образования неделимого остатка, нотариусы указывают информацию только о долевом распределении наследственной массы, без указания конкретного количества акций.
«Например, в наследственную массу входит одна акция, а наследников двое или на трех наследников делят две акции – вот в этом проблема», – говорит Наталья Михайленко.
В этом случае наследники могут составить соглашение о разделе акций или выбрать представителя общей собственности.
«Общий представитель – это физическое лицо, через которое наследники пользуются правами, удостоверенными акцией, – объясняет Михайленко. – На общего представителя открывается лицевой счет, по которому осуществляется учет акций, принадлежащих на праве собственности нескольким лицам. Однако представитель не может самостоятельно распоряжаться этими акциям, только с письменного согласия участников общей собственности».
Еще об одном механизме разрешения вопросов раздела акций рассказывает Тусуп Нукенов:
«Если наследники смогут между собой договориться, то по заявлению о переуступке прав акция переходит одному из них».
Если же наследники к консенсусу не пришли, то им придется обращаться в суд.
«У нас в практике было, когда судились из-за одной акции, – говорит Тусуп Нукенов. – И уже исходя из того, какое решение примет суд, мы действуем дальше, к примеру, переписываем на определенного человека акцию».