Новости

В КТЖ объяснили причины недопоставки вагонов под уголь компании Кулибаева

В КТЖ объяснили причины недопоставки вагонов под уголь компании Тимура Кулибаева/shutterstock

Угледобывающая компания «Шубарколь Премиум» получила меньше вагонов от «Казахстан темир жолы» (КТЖ), поскольку «Российские железные дороги» (РЖД) не согласовали все поданные КТЖ объемы, считает заместитель генерального директора компании «Казтемиртранс» (стопроцентная «дочка» КТЖ, оперирующая парком грузовых вагонов) Александр Ширяев.

«Они («Шубарколь Премиум». – «Курсив») не то, что отказ от КТЖ (получили. – «Курсив»). Когда они обращаются в КТЖ, КТЖ, в свою очередь, обращается в РЖД или в «Белорусскую железную дорогу» и, соответственно, ждет обратную связь. Если соседняя страна не согласовывает, то и КТЖ дает отказ с пометкой, что нет согласования», – сказал он «Курсиву».

По его версии, недопоставка заявленных «Шубарколь Премиум» вагонов на перевозку угля может быть связана с тем, что российская сторона не согласовала часть заявленного угледобывающей компанией количества вагонов.

Угледобывающая компания «Шубарколь Премиум», принадлежащая основному акционеру Halyk Bank Тимуру Кулибаеву, сократила по итогам января-августа добычу угля на 52% – до 1,1 млн тонн, а экспорт – на 18,8%, до 1,2 млн тонн, сообщил генеральный директор «Шубарколь Премиум» Фарит Азизов на запрос «Курсива». Таким образом, весь добытый объем угля ушел на экспорт.

Вместе с тем в компании подавали заявку в КТЖ на перевозку 1,9 млн тонн угля, из которых перевозчиком было согласовано 1,6 млн тонн, а по факту отгружено лишь чуть более 1 млн тонн. Чтобы не увеличивать складские остатки угля и возможность его самовозгорания, «Шубарколь Премиум» ограничила объем добычи угля до уровня отгрузки и реализации.

Компания «Шубарколь Премиум» начала добычу на месторождении Шубарколь несколько лет назад. Долгие годы до этого единственным недропользователем на Шубарколе была компания «Шубарколь Комир», входящая в структуру Eurasian Resources Group (ERG). Шубаркольский уголь пользуется повышенным спросом со стороны населения и компаний. Конечными владельцами ERG являются Министерство финансов РК – 40%, Александр Машкевич и семья Ибрагимовых – по 20,7%, Патох Шодиев – 18,6%. Александр Машкевич, Патох Шодиев и ныне покойный Алиджан Ибрагимов (супруга Мукадасхан Ибрагимова и четыре сына (Достан, Даврон, Шухрат и Фурхат) стали первыми долларовыми миллиардерами по версии Forbes в Казахстане в 2005 году с капиталом в $1 млрд на каждого. Позднее Александр Машкевич и Патох Шодиев сменили гражданство. Председатель совета директоров и крупный акционер Eurasian Resources Group Александр Машкевич в рейтинге Forbes занимал в прошлом году шестое место среди богатейших израильтян – $3,7 млрд.

В июне текущего года «Шубарколь Премиум» обращался в министерство индустрии и инфраструктурного развития (в сентябре МИИР было разделено на министерство промышленности и строительства и министерство транспорта) с подтверждающими материалами по неполному предоставлению вагонов со стороны КТЖ, получив от госоргана ответ, что он принял данные в качестве обоснования по неисполнению лицензионно-контрактных обязательств. Недропользователи должны исполнять принятые на себя по контракту обязательства по объемам добычи полезных ископаемых и их неисполнение может грозить компаниям лишением контрактов.

«Шубарколь Премиум» предполагает добыть по итогам 2023 года до 2 млн тонн угля, что на 33% меньше показателей 2022 года. В январе-августе компания поставила 1021,6 тыс. тонн продукции в Польшу (рост по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в 7,95 раза), 88,4 тыс. тонн – в Латвию, 71,5 тыс. тонн – в Эстонию и 10,1 тыс. тонн – в Узбекистан. В январе-августе прошлого года компания поставила 114,2 тыс. тонн угля в Польшу, 124,7 тыс. тонн – в Эстонию, 454 тыс. тонн – в Турцию, 502,5 тыс. тонн – на Кипр, 220,2 тыс. тонн – в Швейцарию (в Латвию и Узбекистан уголь не поставлялся).

В министерстве промышленности и строительства «Курсиву» сообщили, что в январе-августе в Казахстане было добыто 69,7 млн тонн угля по сравнению с 73,7 млн тонн годом ранее. За весь 2022 год добыча составила 113,9 млн тонн. В январе-июне экспорт угля из республики составил около 13 млн тонн, в том числе в Россию – 7,4 млн тонн (в первом полугодии 2022 года – 10,2 млн тонн), Кыргызстан – 0,5 млн тонн (0,4 млн тонн), Узбекистан – 1 млн тонн (0,7 млн тонн), Польшу – 1,4 млн тонн (0,68 млн тонн), Латвию – 1,2 млн тонн (40 тыс. тонн), Турцию – 0,6 млн тонн (0,1 млн тонн).

В конце августа сообщалось о том, что «Шубарколь Премиум» выплатит очередные 5 млрд тенге дивидендов по итогам 2022 года. 67% акций «Шубарколь Премиум» принадлежит компании Joint Resources, которая полностью принадлежит Тимуру Кулибаеву. Оставшиеся акции «Шубарколь Премиум» принадлежат на паритетных условиях компании FCI MANAGEMENT LLP Раушан Сагдиевой (выступает совладельцем других компаний Кулибаева) и Trans Coal Investment group – Шынар Елимесовой.

«Шубарколь Премиум» увеличил выплаты генеральному директору Фариту Азизову по итогам 2022 года более чем вдвое – до 204,6 млн тенге, или 17,046 млн тенге в месяц. По итогам 2021 года сумма вознаграждения гендиректора «Шубарколь Премиум» составила 99,8 млн тенге (8,3 млн тенге в месяц). Таким образом, сумма вознаграждения возросла за год более чем вдвое – на 105%. В эти выплаты включается зарплата, премии и другое вознаграждение. По итогам 2020 года размер вознаграждения составил 37,7 млн тенге (3,1 млн тенге в месяц), что означает, что выплаты гендиректору возросли за три года в 5,4 раза.

В рейтинге богатейших людей мира, по версии Forbes, Тимур Кулибаев, как и его супруга Динара Кулибаева (дочь первого президента Нурсултана Назарбаева), занимает 636-е место с состоянием в $4,3 млрд (общее состояние семьи составляет $8,6 млрд, что делает ее безусловным лидером по богатству в Казахстане). Основным бизнесом для них является банкинг – пара на паритетных условиях владеет компанией «АЛМЭКС», которая контролирует крупнейший банк Казахстана – «Народный банк Казахстана» (69,52% простых акций банка принадлежат «АЛМЭКС», 28,51% – номинальному держателю в лице The Bank of New York). Помимо банкинга, нефти и нефтепродуктов, в структуру их активов входит различная недвижимость и другие активы.