Истории

Минпромышленности и «АрселорМиттал Темиртау» рассказали о будущем компании

 Что будет с «АрселорМиттал Темиртау». Фото: Kursiv.media

Казахстанские власти после гибели пятерых горняков на шахте «Казахстанская» (принадлежит металлургической компании «АрселорМиттал Темиртау») в августе заявили о принятии политического решения об уходе АМТ из страны. «Курсив» опросил все заинтересованные стороны – министерство промышленности и строительства, а также представителей фирмы – что будет происходить на самом деле.

Утром 17 августа в шахте АМТ «Казахстанская» произошло возгорание конвейерной ленты. В момент происшествия под землей находились 227 человек. На поверхность удалось поднять только 222 работников, пятеро погибли, 11 человек попали в больницы с различными травмами.

Президент Касым-Жомарт Токаев поставил под сомнение дальнейшее пребывание собственника АМТ в стране. Премьер-министр Алихан Смаилов заявлял, что в трагедии на шахтах АМТ виноваты собственники предприятия. Он говорил, что «ребром встает вопрос» об его уходе из Казахстана.

По словам Смаилова, после подобной трагедии несколькими годами ранее руководство АМТ заверяло, что сделает все для обеспечения промышленной безопасности, безопасности труда и инвестиций в модернизацию производства. Однако договоренности не были выполнены в полном объеме, утверждал глава правительства.

В сентябре 2021 года АМТ подписал меморандум о взаимопонимании с правительством Казахстана, по условиям которого компания должна была вложить не менее $3 млрд в течение последующих 10 лет. За годы работы АМТ на предприятии погибли более ста горняков. «Курсив» собирал хронологию крупных трагедий, произошедших на шахтах металлургической компании. Самый высокий уровень травматизма и смертей на «КарМете», под управлением которого находится шахта «Казахстанская», где погибли пятеро шахтеров.

Акционера АМТ планировали выгнать из Казахстана

В середине августа депутаты мажилиса требовали привлечь к уголовной ответственности топ-менеджмент компании и значительно сократить долю АМТ, лишив контроля над всеми процессами. Мажилисмен Никита Шаталов и вовсе заявил, что владелец АМТ Лакшми Миттал не сделал выводы после всех произошедших трагедий. Он тогда предложил «выгнать компанию из Казахстана» и разорвать все соглашения об использовании казахстанских недр и отечественной промышленности. Только так можно прекратить череду трагедий, добавил Шаталов.

Затем министр финансов Ерулан Жамаубаев сообщал, что «политическое решение по уходу АМТ из Казахстана уже принято, ведутся переговоры с акционерами». По некоторым данным, одним из предполагаемых покупателей могла стать российская горно-металлургическая компания «Северсталь», которая принадлежит миллиардеру Алексею Мордашову.

Седьмого сентября первый заместитель премьер-министра Роман Скляр сказал, что «ведется работа по привлечению инвесторов, которые бы смогли эффективно работать и вкладывать необходимые средства в развитие производства». При этом он опроверг переговоры с российскими компаниями, в частности с «Северсталью». Скляр порекомендовал не верить слухам.

«Никакие российские компании переговоры не ведут. С компанией, которую вы назвали, переговоры не ведутся. Какие именно компании, не могу сказать, эта информация преждевременная», – заявил вице-министр в Акорде.

Тем не менее позже фирма заявила о планах об увеличении продаж своей продукции в Казахстан и другие страны Центральной Азии. В мае «Северсталь» сообщала о планах увеличить по итогам 2023 года поставки в страны ЦА до 1 млн тонн – вдвое по сравнению с 2022 годом. Тогда же представители компании подтвердили слова казахстанских властей, что переговоры о покупке АМТ не ведутся. В то же время «Северсталь» отметила, что развитие бизнеса в ЦА остается одним из стратегических приоритетов компании. Там видят рост прямых инвестиций в добывающую отрасль, промышленность и инфраструктуру.

Через месяц после трагедии власти изменили решение о смене собственника АМТ

Девятнадцатого сентября глава Минпромышленности Канат Шарлапаев в ходе брифинга в правительстве опроверг информацию о том, что власти Казахстана намерены национализировать активы АМТ. Он подчеркнул, что у иностранного инвестора никто ничего отбирать не может, и отметил, что ведомство настаивает на том, чтобы инвесторы соблюдали требования.

Позже Шарлапаев заявил, что смена инвестора АМТ после трагедии на шахте «Казахстанская» не является обязательным условием для работы в Казахстане. Шарлапаев подчеркнул, что если инвестор хочет работать в Казахстане, он должен подчиняться законодательству страны. Он также добавил, что по итогам расследования гибели пятерых горняков на предприятии примут меры.

На прошлой неделе, 27 сентября, депутат мажилиса Никита Шаталов говорил, что было определено 28 человек, которые должны попасть под уголовное преследование в связи с гибелью горняков на шахте, а также доказана 100-процентная вина работодателя. По его словам, общество уже не верит, что по-настоящему виновные будут привлечены к ответственности, так как обычно при подобных ситуациях «крайними оставались исполнители, хотя решения, приводящие к аварии, принимали крупные менеджеры».

Шаталов предположил, что топ-менеджеры попросту решили сэкономить, закупив неподходящее оборудование, не соблюдая все технические требования при добыче угля. Мажилисмен назвал такое отношение «безразличием к судьбе людей» и попросил правительство не ослаблять контроль.

В среду, 4 октября, Жамаубаев пояснил, что озвученная ранее информация некорректна, и что он не имел в виду, что инвестор должен уходить из страны. Министр утверждает, что основной задачей является спасти АМТ. Он добавил, что при соблюдении прав и обеспечении нормальных условий труда вопросов к инвестору не будет. Он также пояснил, что не видит противоречий между его высказываниями и позицией министра Каната Шарлапаева, который опровергал информацию о передаче активов АМТ другим инвесторам.

«Та информация, которая вышла вчера, некорректна. Поскольку противопоставляют мои высказывания с высказываниями министра промышленности и строительства. Там никаких противоречий нет. Я тогда говорил, что здесь нужно подавать очень осторожно информацию. Посмотрите мои заявления. Там не было, что принято политическое решение, что они уходят. Я сказал, что решение есть, нужно что-то делать с этой компанией, поскольку в таком режиме они работать не могут. Я это имел в виду», — объяснил свои слова Ерулан Жамаубаев в кулуарах пленарного заседания мажилиса.

Таким образом, из хронологии заявлений казахстанских чиновников следует, что первые полмесяца власти задумывались о смене собственника или продаже активов на фоне общественного резонанса. Однако через месяц после трагедии в правительстве по какой-то причине изменили свое решение и заговорили о соблюдении требований безопасности инвесторами.

Опрошенные «Курсивом» эксперты по поводу ухода Лакшми Миттала из Казахстана говорили, что существует не так много компаний, которые бы смогли потянуть приобретение активов АМТ и вкладывать в него дополнительные инвестиции.

Что говорят в Минпромышленности РК

«Курсив» также направил официальный запрос в Минпромышленности, чтобы узнать, какое именно решение было принято по поводу дальнейшей работы АМТ в Казахстане и как будет контролироваться исполнение требований, учитывая ранее подписанный меморандум о взаимопонимании и недавнюю гибель шахтеров на шахте АМТ. Кроме того, издание спросило у ведомства, что будет в том случае, если нынешний акционер не сможет обеспечить безопасность труда на предприятии в дальнейшем. Комитет индустрии Минпромышленности в ответ заявил, что «предпринимает все необходимые меры по сохранению объемов производства, недопущению снижения уровня занятости, своевременной социальной выплаты, обеспечению стабильной работы инфраструктуры городов».

«В настоящее время министерство проводит работу по стабилизации ситуации на предприятии «АрселорМиттал Темиртау». В частности, перед собственниками компании жестко поставлены вопросы обеспечения безопасности труда и о необходимой подготовки тепловых станций ТЭЦ-ПВС и ТЭЦ-2 для благоприятного прохождения отопительного сезона. Также обсуждаются вопросы сохранения объема производства, уровня занятости, своевременной заработной платы и других социальных отчислений», – отметили в ведомстве.

Уже после того, как в редакцию поступил ответ Минпромышленности, глава ведомства Канат Шарлапаев признался, что «существует достаточное количество инцидентов» на АМТ, по которым государство ведет работу. Он предположил, что по мере завершения расследования для предприятия будут последствия. Министр отметил, что предприятие также должно соблюдать требования по промышленной безопасности и экологии и добавил, что власти хотят исключить смертность и повысить технологическую безопасность на предприятии.

АМТ назвал разговоры о продаже активов «спекулятивными предложениями»

Вопросы, связанные с решением смены собственности и предполагаемых покупателей, Минпромышленности рекомендовало адресовать собственнику предприятия АМТ. В пресс-службе компании заявили, что их деятельность «является предметом непрекращающихся слухов в течение продолжительного периода времени, и комментировать эти спекулятивные предложения неуместно».

«Мы продолжаем вести переговоры с правительством по вопросу обеспечения безопасного и эффективного управления «АрселорМиттал Темиртау», – констатировали в АМТ.

ArcelorMittal владеет в Казахстане сталелитейной и горнодобывающей компанией «АрселорМиттал Темиртау». АМТ – одно из крупнейших предприятий Карагандинской области, на долю которого традиционно приходится 25% от общего объема производимой промышленной продукции. Единственным акционером АМТ является ArcelorMittal Holdings B.V. – публичная компания с регистрацией в Нидерландах. Крупнейшим бенефициаром ArcelorMittal является семья основателя холдинга – Лакшми Миттала (через управляемый HSBC траст). Также крупная доля в 5% принадлежит фондам BlackRock, остальные бумаги находятся в собственности миноритариев и в свободном обращении.