В собственность Казахстана перейдут все активы материнской компании «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) – ArcelorMittal, которыми она владеет в республике. Об этом заявил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев. Его слова передает корреспондент «Курсива». Помимо АМТ, нидерландская группа также владеет «АрселорМиттал Актау», в состав которого входит трубный завод, цех по нанесению защитных покрытий, лабораторно-испытательный комплекс, а также склад трубной продукции.
«Речь идет о полном пакете активов ArcelorMittal в Казахстане – стальной, угольный, рудный департаменты, трубный завод в Актау», – сказал Шарлапаев на брифинге после заседания правительства.
Почему о сделке не сообщили раньше
Канат Шарлапаев также заверил, что предварительное соглашение с ArcelorMittal о передаче прав собственности в пользу Казахстана было заключено в воскресенье, 22 октября, за неделю до трагедии на шахте имени Костенко.
«Правительство вело переговоры с АМТ достаточно давно. Поэтому говорить о том, что это произошло быстро, – неправильно. Этому предшествовала достаточно длительная работа правительства с АМТ. У нас есть взаимные договоренности. Это делается на договорных условиях с текущими акционерами», – добавил он.
О сделке не сообщали до трагедии 28 октября, так как, по словам министра, «до трагедии на шахте хотели обеспечить бесперебойную работу предприятия», а также избежать дальнейших разбирательств, «если процесс будет недобровольным».
«Переход в пользу государства планировали анонсировать после заключения полноценного юридического соглашения. В этом вся причина. Мы были связаны соглашением о конфиденциальности публичной компанией ArcelorMittal. Когда мы выдавали эту информацию, как вы обратили внимание, сделали это одновременно. Это больше трагическое совпадение, чем какой-то план с нашей стороны. Мы реально ждали официального заключения договоров по переходу в право собственности», – пояснил министр.
Он добавил, что завершение сделки планируется к концу ноября. Юридическая документация должна быть готова к этому времени, сказал Шарлапаев. При этом министр подтвердил, что предприятие перейдет государству со всеми существующими долгами, что скажется на параметрах сделки и повлияет на финальную стоимость.
Структура сделки и будущий собственник
Подробные условия сделки Шарлапаев назвать не смог, сославшись на ее конфиденциальность. В то же время он заявил, что бюджетные средства, а также деньги квазигоссектора для приобретения активов использовать не планируется, несмотря на то, что компанию передадут в собственность государства. При этом представлять государство в сделке будет некое юрлицо, которое напрямую контролируется правительством.
«Казахстан не может быть напрямую стороной сделки. (…) Кто это юрлицо, мы уже определили, ведется юридическая проработка. Кто это юрлицо, я раскрыть не могу. Это компания на 100% контролируемая РК. Структурирование сделки делается таким образом, чтобы мы привлекли финансирование на организацию этой сделки. Это сложная по структуре сделка. Будет несколько источников финансирования. Речь идет о значимой транзакции, упрощать ее неправильно», – заявил Шарлапаев.
Он подтвердил, что активы не перейдут иностранному инвестору. По словам главы Минпромышленности, это будет компания со 100-процентным казахстанским участием без иностранных долей.
«Я, с точки зрения инвестора, никаких комментариев давать не буду. Вопрос, что [осужденный за коррупцию экс-премьер-министр] Серик Ахметов станет новым владельцем, не обсуждался. Сейчас идет разговор о передаче права собственности в пользу Казахстана. В дальнейшем Казахстан может начать приватизацию и передать все частному инвестору. Это общепринятая истина, что частный инвестор управляет лучше государства», – отметил он.
Самое важное в данном случае, чтобы новый инвестор ориентировался на соблюдение правил промышленной безопасности и на инвестиции в основные средства, которые влияют на качество, условия труда и безопасность, уточнил Шарлапаев. Он добавил, что в рамках передачи будут выставлены жесткие условия по инвестициям в промбезопасность.
Не подаст ли ArcelorMittal в суд на Казахстан
Журналисты поинтересовались у министра, не грозят ли Казахстану арбитражные разбирательства по аналогии с месторождениями Кашаган и Карачаганак (Казахстан подал иски в международный арбитраж на сумму $16,5 млрд к консорциумам KPO и NCOC, занимающимися разработкой данных месторождений, за нарушения условий контрактов) после перехода АМТ в собственность государства. Он заявил, что власти сейчас ведут достаточно детальную юридическую работу, чтобы обезопасить республику от дальнейших судебных разбирательств после выхода ArcelorMittal из состава акционеров АМТ.
«Наша задача – достигнуть договоренностей так, чтобы не довести дело до судов. Здесь мы в первую очередь ведем диалог с юрлицом, которое является публичной компанией, котирующейся на рынке. Мы будем действовать в рамках закона, казахстанского и международного права, когда будем говорить о выходе АМ из состава акционеров АМТ», — сказал министр.
Канат Шарлапаев заявил, что ArcelorMittal уже понес экономическую ответственность в виде падения цен на акции. По его расчетам, головная компания потеряла около $1 млрд, когда ее капитализация на торгах в понедельник снизилась с $21 до $20 млрд на фоне трагедии (средства теряют инвесторы, на капитале компании это никак не сказывается).
Казахстан обещает сохранить все условия на АМТ
Шарлапаев добавил, что после перехода компании в собственность государства будут сохранены все условия, существующие на предприятии, в том числе количество сотрудников (около 30 тыс. человек) и оплата труда. Шарлапаев отметил, что бюджетные деньги на поддержание предприятия тратить не планируется, так как оно зарабатывает самостоятельно и сохраняет работоспособность.
Канат Шарлапаев также отметил, что после передачи собственности предприятия Казахстану поменяется название и произойдет ребрендинг. Такое условие является обязательным, так как после выхода ArcelorMittal из состава акционеров у компании не будет права использовать прежнее название.
«Название пока не рассматривали. Самое важное принять во внимание мнение сотрудников меткомбината и ориентироваться больше на него», – сказал глава Минпромышленности.
Насколько привлекателен актив для инвесторов
Канат Шарлапаев считает, что активы ArcelorMittal достаточно привлекательны для потенциального инвестора, если не брать во внимание работу предприятия с точки зрения обеспечения безопасности производства.
«Мы говорим о работающем бизнесе. Это предприятие в этом году будет производить 3,2 млн тонн стали, в предыдущие производство доходило до 4 млн тонн. Это самое крупное предприятие в Центральной Азии, и одно из крупнейших на территории бывшего СССР. Именно поэтому мы ведем переговоры с ArcelorMittal и хотим структурированного, разумного и основанного на законах выхода инвестора из Казахстана», – говорит глава Минпромышленности.
По его словам, если в таких ситуациях все делать «правильно и структурированно», будет меньше эффекта от таких ситуаций на инвестклимат. Канат Шарлапаев назвал этот кейс «одним из тестовых» и сказал, что в случае его успешной реализации «инвесторы поймут, что Казахстан – это то место, где соблюдается законодательство и права инвесторов».
В августе опрошенные «Курсивом» эксперты из Казахстана говорили, что существует не так много компаний, которые бы смогли потянуть приобретение активов АМТ и вкладывать в него дополнительные инвестиции. Тогда ходили слухи, что предприятие могут отдать российской «Северстали», но позже в правительстве опровергли эту информацию.
После подобной трагедии на шахте «Казахстанская» (также принадлежит АМТ) в августе этого года, где погибли пятеро человек, власти говорили, что «политическое решение по его уходу» из страны принято, «ведутся переговоры с акционерами». Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр даже говорил, что «ведется работа по привлечению инвесторов, которые бы смогли эффективно работать и вкладывать необходимые средства в развитие производства».
Но спустя месяц власти стали говорить, что смена инвестора «не является обязательным условием для работы в Казахстане». После новой аварии президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством жесткие условия и поручил прекратить инвестиционное сотрудничество с АМТ. Власти Казахстана сообщали, что за неделю до аварии предварительно договорились с акционерами предприятия о его передаче в пользу государства.
За годы работы АМТ на предприятии погибли более ста горняков. «Курсив» собирал хронологию крупных трагедий, произошедших на шахтах металлургической компании.
Группа ArcelorMittal представлена АМТ, в состав которого входят металлургический комбинат, угледобывающие и горнорудные предприятия, а также «АрселорМиттал Актау», куда входит трубный завод, цех по нанесению защитных покрытий, лабораторно-испытательный комплекс а также склад трубной продукции.
Единственным акционером АМТ является ArcelorMittal Holdings B.V. – публичная компания с регистрацией в Нидерландах. Почти 38% акций принадлежат индийско-британскому бизнесмену Лакшми Митталу (его состояние оценивается в $16,1 млрд) и его супруге Уше Миттал, в свободном обращении находятся 54,09% акций, еще 8,26% акций были выкуплены компанией у акционеров.