Экспорт РК сокращается из-за корректировки нефтяных цен, которые в прошлом году ушли выше $100 за баррель. В этом году цены упали, но держатся на комфортном для страны уровне.
Kursiv Research проанализировал структуру экспорта Казахстана по итогам девяти месяцев 2023 года, чтобы выявить точки роста и стресса по основным направлениям.
В первые девять месяцев казахстанский экспорт сократился на 10,2% в годовом выражении. По итогам января – июня снижение составило 10,3% – удивительная для этой метрики стабильность.
Отрицательная динамика вызвана падением нефтяных котировок. Сократились также поставки металлов, которые традиционно входят в топ-10 экспортных товаров, – катодной меди и феррохрома. Снижение нефтяных цен (они еще держатся на комфортном для казахстанской экономики уровне) отразилось на географической структуре. Упали поставки сразу в несколько стран, куда Казахстан преимущественно направляет нефть, – в Южную Корею, Сингапур и Швейцарию. На фоне санкционной блокировки российской экономики наблюдается рост экспорта в РФ, причем существенный рост показывают обработанные товары.
Все нормально, нефть есть!
Совокупный экспорт Казахстана по итогам января – сентября 2023 года составил $57,5 млрд, сократившись к аналогичному периоду прошлого года на 10,2%. Основной причиной снижения валового показателя стало сокращение поставок за рубеж ключевого продукта страны – сырой нефти – на 14,5%. Доля черного золота в общей товарной структуре экспорта в анализируемом периоде составила 54,2%, или $31,1 млрд.
Отрицательная динамика связана с ценовой конъюнктурой. Нефтяные компании страны добыли и поставили на внешние рынки больше, чем годом ранее: на 8,5 и 5,3% соответственно. Но на мировых рынках эталонная марка подешевела на 21%. Несмотря на ощутимое удешевление черного золота, его цена находится на комфортном как для большинства нефтяных компаний страны, так и для казахстанского кабмина уровне. Средняя цена барреля Brent составила $82,1 – за исключением 2022 года, столь высокое значение не фиксировалось в последние десять лет.
Из других топ-10 продуктов казахстанского экспорта снижение объемов показали катодная медь (–17,3%, до $2,2 млрд), феррохром (–26,6%, до $1,3 млрд), природный газ (–8,2%, до $988 млн), нефтяные масла (–14,4%, до $844 млн), необработанное серебро (–5,8%, до $470 млн) и мука (–17,9%, до $411 млн).
Одновременно выросли отгрузки медных руд и концентратов, которые со значительным отставанием являются второй экспортной позицией РК, – на 32%, почти до $2,3 млрд. Показатель поддерживался исключительно внутренним производством: добыча медных руд выросла на 7,7%, выпуск медного концентрата – на 4,5%. В то же время на мировых рынках тонна этого цветного металла подешевела с $9,1 тыс. до $8,6 тыс. Если не брать в расчет предыдущие два года, то столь высокие цены не наблюдались с 2012-го.
Первые девять месяцев 2023 года выдались удачными для урановой промышленности. Спад продаж по группе «Казатомпром» (КАП) на 9% был компенсирован ростом средней цены реализации на 13%. Мировая конъюнктура складывается для КАП довольно благоприятно.
«В июле и большей части августа активность на спотовом рынке урана не наблюдалась, однако последняя неделя августа показала значительный рост объемов транзакций. В сентябре рынок продемонстрировал устойчивый рост цен, которые уже испытывали повышающее давление в результате сложившейся ситуации в Нигере, а также невыполнения целевых показателей как существующих, так и новых производителей. Котировки переступили за отметку в $70 и достигли $73,5 за фунт оксида урана, что стало самым высоким показателем с марта 2008 года», – следует из отчета КАП, посвященного операционным результатам за три квартала 2023 года. В результате уран расположился на четвертом месте в топ-10 экспортных товаров РК, валютная выручка выросла на 4,8%, или почти до $1,9 млрд.
В компании отмечают высокий потенциал спроса в будущем. «На долгосрочном рынке, по данным третьих сторон, законтрактованные объемы составили около 145 млн фунтов оксида урана (или 55,7 тыс. тонн урана) в течение первых девяти месяцев 2023 года по сравнению с примерно 85 млн фунтов оксида урана (32,7 тыс. тонн урана) за аналогичный период 2022 года», – указано в отчете. 70%-ный рост долгосрочных контрактов привел к удорожанию долгосрочных цен в конце III квартала – на $10,5 за фунт оксида урана.
По итогам первых девяти месяцев текущего года на топ-10 пришлось 74,4% всего экспорта. Годом ранее топ-10 собирали 76,6% совокупного экспорта. Товарная концентрация экспорта сократилась из-за проблем с углеводородами, но остается высокой. Динамика ключевых экспортных позиций отразилась на географической структуре внешней торговли. Удешевление нефти и некоторых металлов привело к смене фокуса экспортеров.
Север с плюсом, юг с минусом
Kursiv Research определил четыре ключевых направления для анализа продуктовой структуры экспорта, среди которых ЕС-27, страны ЕАЭС и Центральной Азии, а также Китай. Наименее сложная ситуация с Евросоюзом, поскольку львиную долю казахстанского экспорта в этом направлении составляют сырая нефть, газ и нефтепродукты. Сокращение добычи углеводородов или снижение цен приводит к падению поставок. В отчетном периоде экспорт в ЕС-27 на фоне падения нефтяных котировок сократился на 7,9%.
Китайское направление выросло незначительно, но если разобрать структуру экспорта, в которой на топ-10 приходится 87% объема, то ситуация видится более пессимистической. Сократились традиционные позиции в этом направлении: сырая нефть (–14,2%), катодная медь (–26,7%), природный газ (–2,6%), феррохром (–11,4%).
Потери перекрыли главным образом выросшие поставки медной руды (+34,7%, или дополнительные $527 млн), урана (+75,5%, или дополнительные $286 млн) и нелегированного цинка (+253,3%, или дополнительные $110 млн). Незначительно выросла выручка от поставок агломерированных железных руд и концентратов (+7,4%), цинковых руд (+14,5%) и концентрата драгоценных металлов (+7,7%).
В списке наиболее быстрорастущих экспортных продуктов (с объемом поставок свыше $10 млн в отчетном периоде) в китайском направлении выделяются отгрузки мягкой пшеницы, которые выросли сразу на 2311% (до $127 млн). Следующие четыре позиции занимают товары горно-металлургического комплекса и добывающего сектора: прочая рафинированная медь (+916%), сжиженный пропан (+875%), молибденовые руды и концентраты (+864%), а также битуминозный уголь (818%).
В отчетном периоде зафиксированы значительные поставки (более $10 млн), которых не было годом ранее. Казахстан отгрузил Китаю полипропилен на $33,2 млн. Напомним, что в ноябре 2022 года «КазМунайГаз» запустил один из крупнейших индустриальных долгостроев страны – Kazakhstan Petrochemical Industries Inc., первая фаза которого предполагает производство 500 тыс. тонн полипропилена в год (или 1% мирового производства). Отгрузки в Китай формируют половину выручки от поставок полипропилена на зарубежные рынки. Россия с долей в 42% является вторым крупнейшим покупателем этой продукции. Оставшаяся часть уходит в десять стран, из которых по объему контракта выделяются Польша и Кыргызстан (3,5 и 1,7% соответственно).
Фиксируется рост экспорта в две страны ЕАЭС из четырех: поставки в РФ выросли на 12,3%, в Кыргызстан – на 8,9%. Отгрузки в Беларусь сократились на 0,4%, в Армению – на 10,1%.
Россия, на которую приходится 91% экспорта в ЕАЭС, нарастила экспорт по семи позициям из топ-10: уран (+28,9%), оцинкованный плоский прокат (+21%), неагломерированные железные руды и концентраты (+19,8%), плоский прокат толщиной 3 мм (+10,3%), автомобили с объемом двигателя 1–1,5 литра (+1759%), прочий плоский прокат толщиной менее 3 мм (+56,4%) и медные руды и концентраты (+81,5%). В минусе три позиции из крупнейших десяти: оксид алюминия (–16,8%), плоский прокат толщиной более 10 мм (–24,8%) и концентраты драгоценных металлов (+23,5%). В российском направлении самая низкая товарная концентрация по сравнению с другими ключевыми торговыми партнерами – десятка крупнейших поставок забирает на себя только 33,3% в структуре всего экспорта РК в РФ.
В списке десяти быстрорастущих позиций по российскому направлению превалирует обработанная продукция. У машиностроительной отрасли помимо уже упомянутых автомобилей значительный рост фиксируется в поставках полноповоротных экскаваторов (+1891%), прочих прицепов и полуприцепов (+1637%), расходомеров (+882%) и измерителей геометрических величин (+730%). У ГМК, легпрома, АПК, пищевой и химической отраслей по одной позиции: нелегированный цинк (+6817%), пальто и куртки из химических нитей (3272%), оболочка для колбасных изделий (2983%), прочие пищевые продукты (+1032%) и шины для спецтехники (825%).
Добавим, что в аналогичном периоде прошлого года заметные объемы по указанным позициям не фиксировались. Более того, две экспортные позиции показали рост с нулевых значений в прошлом году: женские костюмы, платья и юбки из прочих текстильных материалов ($15,7 млн) и части горнов и промышленных печей ($11,7 млн).
Экспорт в Центральную Азию в первые девять месяцев 2023 года сократился на 0,8%. Спад связан с охлаждением торговли с Узбекистаном, на долю которого приходится 60% торговли со странами региона. Отгрузки в узбекском направлении упали на 7%, остальные центральноазиатские страны, напротив, нарастили объемы: Кыргызстан (+8,9%, до $617 млн), Таджикистан (+3,5%, до $610 млн), Туркменистан (+29,7%, до $318 млн).
В структуре поставок основному торговому партнеру в ЦА – Узбекистану – главные десять продуктов занимают 56%. Спад наблюдается по трем позициям: медные руды и концентраты (–35%), малоуглеродистая стальная/железная заготовка прямоугольного и квадратного поперечного сечения (–20,2%) и смартфоны (–78%). Выросли следующие товарные позиции: мягкая пшеница (+19,1%), мука (+31%), прочие удобрения, содержащие азот и фосфор (+166,2%), среднеуглеродистые стальные полуфабрикаты (+31,5%), подсолнечное и сафлоровое масло (+24,4%) и прутки с деформацией (+81,2%).
Среди самых быстрорастущих (с объемом поставок свыше $10 млн в отчетном периоде) лидируют поставки алюминиевых емкостей (+1341%, до $15,5 млн). Категорию быстрорастущих продолжают следующие позиции: минеральная и газированная вода (+618%, до $34 млн), малоуглеродистая стальная/железная заготовка прямоугольного сечения, кроме квадратного (+618%, до $43,4 млн), бурый уголь (+191%, до $22 млн). Зафиксированы также отгрузки холодильников с морозильной камерой ($11,3 млн), которые мы не поставляли Узбекистану в аналогичном периоде прошлого года.
Миссия с результатом
В 2022 году на международных выставках были организованы семь торговых миссий и два национальных стенда. Эти меры нефинансового стимулирования несырьевого экспорта, по оценкам Министерства торговли и интеграции РК, принесли стране дополнительные $890 млн (с нарастающим итогом). «В данных мероприятиях приняли участие 172 казахстанские компании-производителя, заключено более 60 экспортных контрактов», – указано в сообщении.
Напомним, экспортерам несырьевой продукции доступны два пакета мер господдержки. Первый включает финансовые инструменты – льготные кредиты и лизинг, гарантирование и субсидирование. Второй включает в себя комплекс инструментов поддержки – от консультаций, обучения предприятий до продвижения их продукции на экспорт, что подразумевает проведение торговых миссий и организацию национальных стендов на международных выставках.