В конце прошлого года на Netflix вышел потрясающий сериал, сделанный семейной парой — сценаристом Майклом Грином (он был соавтором сценариев к фильмам «Логан», «Чужой: Завет», «Бегущий по лезвию 2049» и «Убийство в Восточном экспрессе») и его женой наполовину японкой, наполовину белой — Эмбер Ноидзуми. Придуманная ими история мести, которая разворачивается в древней Японии эпохи Эдо, получилась невероятно красивой, кровавой и эротичной.
«Голубоглазый самурай» — это восьмисерийный франко-американский проект о девушке-воине, которая целью всей своей жизни сделала месть. Именно она дает ей силы жить, бороться и идти дальше. Зритель не только увидит драматичную историю одной самурайши, но и совершит вместе с ней путешествие по экзотичной средневековой Японии, с ее самурайскими орденами, влиятельными сегунами и их красивыми гейшами.
Благодаря адаптированному для западного (считай — мирового) зрителя взгляду на Японию и голливудскому подходу, сериал оказался популярным во многих странах мира, в Казахстане, в том числе. «Курсив» рассказывает о проекте во всех подробностях, а также порассуждает на тему потенциала отечественной культуры — снимут ли когда-нибудь что-то подобное на мировом уровне об истории нашей страны? И что для этого нужно?
Внимание! В тексте есть спойлеры!
Кто главный герой «Голубоглазого самурая»
Сериал начинается с событий 1633 года — Япония давно приняла решение перейти на режим изоляции и полностью закрыла страну от иностранцев. Из всех белых японцы на своей территории готовы были видеть только белые снежники, которые красиво танцуя, опускаются на землю в первых секундах первой серии. В следующих кадрах зрители видят как по заснеженной деревне бодрым шагом идет молодой мужчина — на голове у него огромный головной убор, скрывающий лицо, на глазах стильные хипстерские очки круглой формы, они с желтыми линзами, ведь скрывают от посторонних его красивые голубые глаза. Правда, в Японии того времени те не считались достоинством, наоборот радужная оболочка такого цвета считалась признаком нечистого, а голубоглазые дети подвергались жестокой дискриминации и буллингу.
Одной из таких несчастных детей-изгоев стала Мизу (ее озвучивает Майя Эрскин), дочь японки и одного из четверых белых мужчин, которые надругались над ее мамой, в результате этого насилия родилась она. Девочке с раннего детства приходилось прятаться и скрывать от всех свой цвет кожи и глаз, но ее все равно умудрялись находить и преследовать, после чего ей пришлось обриться и представляться мальчиком. Когда Мизу еще и осиротела и оказалась ненужна ни одному человеку на свете, она попала в ученики слепого кузнеца (Кэри-Хироюки Тагава).Там она научилась не только ковать легендарные мечи вместе со своим учителем, но и выучилась воинскому мастерству и поклялась найти своего отца и убить за то, что он подверг ее и ее маму таким страданиям.
Чтобы узнать имена своих потенциальных отцов, она ездит по всей Японии и ищет адреса своих будущих жертв. В первом сезоне (обещают, что их будет не меньше четырех) она узнает, что одним из ее биологических родителей может являться жестокий и малоприятный ирландец — торговец Фаулер (Кеннет Брана), который собирается поработить Японию. Мизу отправляется за его головой вместе со своим безруким учеником — поваром Ринго (Маси Ока) и сопровождающим их воином Тайгеном (Даррен Барнетт).
Как появился сериал «Голубоглазый самурай»
Американская актриса, продюсерка и сценаристка Эмбер Ноидзуми, которая родилась от белой матери и японского отца всегда чувствовала себя иной, чем остальные ее сверстники. Это сейчас дети смешанных рас — обыденность, а в период ее взросления их было все же не так много. Однажды она представила, что же было с детьми-полукровками в период Эдо, когда правители осознанно выбрали стратегию изоляции и люди, которые внешне отличались от японцев вызывали у жителей островов тревогу, недоверие и недобрые настроения, порой доходящие до откровенной ксенофобии? Наверняка таким малышам было непросто.
Режим самоизоляции в Японии ввели после периода активной торговли с европейскими странами, когда на японские острова приехали тысячи купцов, а вместе с ними сотни христианских миссионеров. Когда представители сегуната поняли, что могут потерять власть над своим же населением, уверовавшим в Иисуса и принявшим чужие ценности, они запретили все иностранное. Два с половиной века Япония придерживалась политики сакоку — держало внешние границы на замке и было полностью отрезано от всего мира. Считается, что именно в это время страна Восходящего Солнца достигла наибольшего расцвета — произошло формирование национальной идеологии и становление того самого японского духа и характера, бурное развитие внутренней экономики и государственного аппарата. Кроме того, период Эдо считается золотым веком не только истории, но и культуры — неслыханных успехов достигла японская литература и поэзия, так, всеми любимый автор хокку (или хайку) Мацуо Басе появился именно в этот период. Все то, чем славится сегодня культура Японии и, в частности, период Эдо, показано здесь во всей красе.
«Когда у нас с Майклом родилась голубоглазая дочь, мы очень обрадовались, — рассказывает Эмбер Ноидзуми американской прессе, я стала анализировать почему цвет ее глаз вызвал во мне радость и всегда ли голубоглазость считалась благом, я вспомнила про период Эдо, мне стало интересно рассуждать об этом, так и появилась идея сериала». Поскольку супруг Эмбер сценарист со стажем, к примеру, его «Логан» который был написан в соавторстве с Джеймсом Мангольдом и Скоттом Фрэнком, был даже номинирован в 2018 году на премию «Оскар» за «Лучший адаптированный сценарий», они тут же решили взяться за работу. В итоге получилось довольно любопытное антиколониальное произведение с фантастически выполненной анимацией и правильной смесью красоты, насилия и аутентичной истории Японии. К тому же даже начинающие киноманы угадывают в нем знакомые черты многих популярных киноработ.
Чем вдохновлялись авторы
Заметно, что одним из референсов сериала «Голубоглазый самурай» стал культовый фильм Квентина Тарантино «Убить Билла», здесь, как и там тоже рассказывается история женской мести, но только выполненная с гораздо большим акцентом на восточную культуру и буддисткую философию. Другие киноманы пойдут еще глубже и, разумеется, увидят в этой работе влияние Акиры Куросавы и Серджио Леоне, которыми Тарантино вдохновляется всю жизнь, а третьи и вовсе назовут «самурая» брутальной версией «Мулана» или даже аниме-вариантом «Игры престолов». При этом сами авторы признаются, что их основная история все же отсылает к старому мюзиклу 1983 года «Йентл», который сняла Барбара Стрейзанд. В 1984 году картина получила две премии «Золотой глобус» за «Лучший мюзикл или комедию» и за «Лучшую режиссуру».
Также «Йентл» была удостоен «Оскара» — академики отметили лучшую оригинальную музыку и ее адаптацию (Мишель Легран, Алан и Мерилин Бергманы), плюс она завоевала тогда четыре номинации: лучшая женская роль второго плана (Эми Ирвинг), лучшая работа художника и декоратора (Рой Уокер, Лесли Томкинс, Тесса Дэвис), лучшая оригинальная песня (Мишель Легран, Алан и Мерилин Бергман, песни Papa, Can You Hear Me? и The Way He Makes Me Feel).
Это была история еврейской девушки по имени Йентл, которая решила стать священнослужителем, после смерти отца-раввина, она переоделась в парня и поступила учиться в иешиву (высшее религиозное учебное заведение, где изучают основы религии и права, включая Талмуд). Но там она попала под чары своего однокурсника и оказалась перед выбором — продолжать свой духовный путь или же стать обычной еврейской женщиной — примерной матерью и женой?
Перед самурайшей Мизу в какой-то момент возникнет такой же выбор, но месть — это слишком сильное чувство, чтобы от него отказаться ради личной жизни, ведь оно намного сильнее даже желания самореализоваться и стать самодостаточной личностью. Да и как признается сама голубоглазая воительница, ее «ничего не интересует в жизни — ни деньги, ни власть, ни счастье, только Месть».
Чем привлекает «Голубоглазый самурай»
Сериал впечатляет своей эстетикой, формой и затягивающим сюжетом, особенно хороши его первые серии, ведь к третьей части, сценарий начинает слегка подхрамывать, суетиться, перескакивать с одной темы на другую и скорее напоминать зрителям компьютерную игру, в которой на пути героя возникают то одни препятствия, то другие от реальных злых обезьян до мифических великанов и зомби. При этом во всем сквозит голливудский взгляд на кино. Тем не менее, авторы достойно справляются со всеми вызовами и к финалу оставляют зрителя все же под впечатлением и желанием тут же приступить ко второму сезону, который анонсирован в конце последней серии. Попытаемся разобрать все прелести «Голубоглазого самурая» подробнее.
Японская философия и поэтика
Сериал невероятно красив и поэтичен, не только внешне, но и содержательно. В нем все время подчеркивается восточный взгляд на мир, к примеру, в одном из эпизодов проговариваются постулаты буддистского учения, которое говорит, что все явления в мире по своей природе пусты, только человек наполняет их смыслом и эмоциями. Поэтому даже самый безупречный клинок «цвета летнего солнца, коснувшегося горизонта» — это всего лишь «линия между жизнью и смертью» и ничего больше.
Отдельную красоту придает и то, что главный двигатель сюжета — месть подается в «Голубоглазом самурае» не как ослепляющее чувство, сжигающее душу изнутри, а как высшее искусство. Как говорит один из героев сериала: «Если воспринимать жизнь как непрерывный процесс искусства, то искусством можно назвать все — и изготовление клинков, и военное мастерство, и обычное приготовление лапши. Везде можно достичь совершенства и уровня Мастера». Так вот, Мизу — мастер Мести.
Невероятно красивые сценки из средневековой Японии и экскурс в древние традиции
«Голубоглазый самурай» похож на путешествие National Geographic по Японии верхом на машине времени, переместившейся на веков назад. Зрители не устают наблюдать за всей показанной там красотой: за эпичными битвами, с миллионами стрел, покрывающими небо и виртуозными хореографическими драками; за эффектным облачением самураев и красотой их невест с их золотыми гребнями и роскошными кимоно; за убранством богатых дворцов, принадлежащих японской знати и скромных лапшичных, которыми управляют бедняки.
В театрах мы видим артистов традиционного театра кабуки, а на улице необычные выступления цирковых артистов и музыкантов. К тому же мы вместе с героями узнаем об охагуро (так называют процесс выкрашивания зубов японских невест в черный цвет) и видим как зарождалась традиция ханами — любования весенними садами. Смотреть не пересмотреть.
Смесь эротики и насилия
Сериал имеет возрастное ограничение 18+, ведь там показаны все нравы японских борделей с гейшами, которые не только искусно читают хайку и ведут беседы о поэзии, но и совокупляются с осьминогами (традиционный мотив японской живописи) и проходят через процедуру шибари (японское искусство ограничения подвижности тела человека при помощи веревок). К тому же тамошние гейши способны довести до самых высших эмоций при помощи одних только слов.
Отдельная тема сериала — поэтизация насилия, там с ювелирной точностью отрубают головы и конечности, и картинно забрызгивают белый снег красной кровью, в лучших традициях Тарантино.
Антиколониальный взгляд
Несмотря на довольно серьезную экзотизацию Японии, в сериале четко прописан антиколониальный дискурс. Единственный белый — ирландский трейдер Фаулер там злодей без капли обаяния. Он хочет поработить Японию и даже пытается составить что-то вроде договора с высшими силами — мол, вы мне помощь, а я вам целую нацию верующих. Естественно, договориться с Ним у негодяя не получилось.
Интересные женские персонажи
В героинях «Голубоглазого самурая» отчетливо слышны новые женские голоса. Помимо Мизу, решившей стать воином, в этой истории есть еще одна девушка — принцесса Акэми (Бренда Сонг), она из аристократки, взбунтовавшейся против семейства очень скоро превращается в фем-икону. Интересно будет посмотреть за развитием ее персонажа, как рассказали Эмбер Ноидзуми и Майкл Грин двумя сезонами «Голубоглазого самурая» они ограничиваться не хотят, к тому же есть мысли расширить вселенную в спин-оффах. Судя по всему, это у них получится — отзывы и рейтинг у «Голубоглазого самурая» великолепные.
Когда ждать мировой сериал про нашу историю
Нескоро. Надо понимать, что японская культура одна из самых узнаваемых во всем мире, их влияние на общий культурный мировой процесс велик, о чем говорит даже объем туристического потока в эту страну. К тому же у западного мира, в частности, у США и Японии многовековые отношения. Как свидетельствуют открытые источники, даже тот же сакоку — тот самый период изоляции страны Восходящего солнца от всего остального мира, закончился насильственно не без участия Америки. Правительство США, заинтересованное в торговле с Японией направило в 1853 году к японским берегам экспедицию ВМС США под командованием командора Перри, перед которым была поставлена задача во что бы то ни было добиться установления прямых дипломатических отношений с Японией. Под угрозой обстрела они принудили японцев к заключению соглашения в Канагаве, открывшего Японию иностранной торговле и западной культуре. После такие же договоры были заключены с Россией, Францией и Британией.
К тому же «Голубоглазый самурай» использует японскую аутентику скорее просто как сеттинг, с одной стороны, они популяризируют их культуру, с другой стороны довольно вольно и порой будто бы потребительски обращаются с историческим материалом, перетасовывая сюжет так, как им угодно, в угоду эффектности. Подобное обращение к казахским историческим фигурам или истории не представляется возможным в силу нашей же чувствительности. Несложно представить, что было бы с Ридли Скоттом, если бы он взял какого-нибудь нашего хана и сделал его антигероем, как это недавно произошло с Наполеоном. Напомним, в своем недавнем фильме голливудский режиссер с британскими корнями представил великого француза закомплексованным человеком, которому просто не хватало внимания, чем вызвал гнев французской прессы и общества, но отменять Скотта не стали и даже разрешили сделать премьеру в Париже.
Кроме того, все события в «Голубоглазом самурае» хоть и разворачиваются в эпоху Эдо, на самом деле этот сериал является глубоко современным высказыванием — через средневековые декорации он говорит об инклюзии, дайверсити, женских правах, гендерных стереотипах и переосмысливает колониальное прошлое бывших гегемонов. А древняя Япония — здесь лишь красивая, экзотичная обертка. Согласны ли мы будем на такое в отношении нашей страны — большой вопрос. Мечтая о мировом блокбастере на казахском материале надо понимать, что главным там все равно будут не исторические детали, а характеры героев и острота сюжета, а они чаще всего плохо монтируются с нашим пиететом. У не исторического кино из Казахстана здесь кажется больше шансов.