10 марта 2024 года в Лос-Анджелесе состоится церемония награждения очередной премии «Оскар». Американская киноакадемия вручит свои призы уже в 96-й раз. Кинообозреватель «Курсива» посмотрела все номинированные фильмы и попыталась понять, почему некоторые фавориты критиков были проигнорированы.
В конце января были объявлены имена номинантов, чьи работы академики посчитали достойными самой престижной кинонаграды в мире. Хотя «Оскар» нередко критикуют за предсказуемость, в этот раз все же не обошлось без сюрпризов, правда, не самых приятных – без номинаций остались создательницы одного из самых громких проектов года – «Барби», Марго Робби и Грета Гервиг, а среди исполнителей главных мужских ролей не нашли Леонардо ДиКаприо, сыгравшего в индейском эпосе Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны». Кроме того, канадскую кореянку Селин Сон, снявшую дебютную ленту «Прошлые жизни» и тут же вошедшую в абсолютно все списки лучших картин года, не выдвинули в режиссерской категории, а главную актрису этой мелодрамы Грету Ли вообще проигнорировали.
Знаменитый «Барбенгеймер» окончился победой Нолана
Абсолютным фаворитом гонки является впечатляющая и пугающая своей актуальностью драма Кристофера Нолана, посвященная гениальному физику и создателю атомной бомбы Роберту Оппенгеймеру. Она заслужила 13 номинаций, включая за лучший фильм, режиссуру и лучшие актерские работы. При этом розовый хит проката «Барби», собравший грандиозную сумму (около $1,4 млрд), исключили из конкурса в актерской и режиссерской категории, не дав и шанса ни Марго Робби (при этом актриса выдвинута как продюсер ленты), ни Грете Гервиг (режиссерке осталось довольствоваться только номинацией за «лучший адаптированный сценарий», который она написала со своим партнером и мужем Ноа Баумбахом). Между тем частью успеха и своей кассы, почти дошедшей до миллиарда долларов, Нолан как раз обязан этим двум смелым женщинам. При этом «Барби» была номинирована в восьми номинациях, в том числе были отмечены исполнители ролей второго плана – это Райан Гослинг и внезапно Америка Феррера, чья роль в этом шоу по большому счету свелась к одному отличному монологу о сложности быть женщиной.
С одной стороны, с академиками нельзя не согласиться, ведь все внимание у Барби действительно украл пластмассовый истукан Кен, а так быть не должно, во всяком случае в кино о женщинах. Вечный спутник самой популярной куклы в мире задумывался лишь как фон, а в итоге работа Гослинга оказалось сложнее и тоньше того, что показала Марго, своей игрой актер сумел удивить и очаровать всех. С другой стороны, хотя бы номинировать обеих создательниц картины нужны было, ведь обе достойны этого ничуть не меньше, чем остальные номинанты. Грета Гервиг уж точно. Сам «Кен», узнав результаты голосования, очень расстроился и даже сделал заявление: «Не существует Кена без Барби, и не существует фильма о Барби без Греты Гервиг и Марго Робби, двух женщин, сделавших эту грандиозную работу, о которой говорили все. Сказать, что я разочарован тем, что они не номинированы в своих категориях, – ничего не сказать». Между тем сам актер может удостоиться статуэтки сразу в двух номинациях: «Лучший актер второго плана» и «Лучшая песня» – для его вирусной I’m Just Ken может составить конкуренцию только What Was I Made For от Билли Айлиш и ее брата, которая, к слову, написана тоже для «Барби», и они уже награждены за нее «Золотым Глобусом».
Таким образом, в эпохальной киномаркетинговой схватке 2023 года «Барбенгеймер» побеждает «Оппенгеймер». Уже сейчас понятно, что свои статуэтки получат исполнитель главной мужской роли Киллиан Мерфи, Роберта Дауни-младшего, сыгравшего там, наверняка отметят как актера второго плана, а сам Кристофер Нолан завоюет приз в категории «Лучший фильм» или «Лучший режиссер», но вряд ли в обеих номинациях, как это случилось на «Золотом Глобусе», где картина доминировала почти во всех категориях, завоевав пять призов из семи.
Кто станет лучшим из лучших?
Как распределятся награды в основных номинациях в этом году, совершенно непонятно. Возможно все: к примеру, «Оппенгеймер» получит «Лучший фильм», а «Лучшего режиссера» отдадут француженке Жюстин Трие, или же звание лучших поделят между собой Нолан и Скорсезе. Первый в этом списке объективно снял одну из лучших картин года, а второй – самую важную работу для американской истории и очень значимую для общемирового антиколониального дискурса, получившую 10 номинаций. Это было понятно еще в Каннах, откуда «Курсив» писал эксклюзивные репортажи. К тому же, Скорсезе – рекордсмен среди номинантов «Оскара», он самый часто номинируемый режиссер из ныне живущих и обогнал даже Стивена Спилберга. Режиссера «Убийц цветочной луны» выдвигали как лучшего режиссера 10 раз (у Спилберга – девять номинаций). Правда, несмотря на все заслуги, у автора «Авиатора», «Волка с Уолл-Стрит» и «Славных парней» всего один режиссерский «Оскар», и тот за «Отступников». Уважить легенду, который до сих пор в отличной творческой форме, академики могут, ведь Голливуд тоже чествует аксакалов и кумулятивный эффект также работает.
А вот греческий режиссер Йоргос Лантимос, снявший самую яркую картину года – великолепную феминистскую комедию «Бедные-несчастные» («Курсив» писал о ней в своем эксклюзивном репортаже с Венецианского кинофестиваля), вероятнее всего, останется лишь номинантом в этой гонке, хотя у его работы тоже 11 номинаций. Ему не повезло затесаться между мэтрами и очень талантливыми женщинами. Британскому режиссеру Джонатану Глейзеру, чье имя тоже можно увидеть в режиссерской категории, в этом смысле повезло больше, его шокирующую экспериментальную ленту о Холокосте «Зона интересов» наверняка наградят как «Лучший международный фильм». И это отчасти, конечно, политический шаг, демонстрирующий предпочтения американцев.
Куда из гонки исчез Леонардо ДиКаприо
Знаменитого актера в очередной раз принесли в жертву – голубоглазого красавца, миллиардера, любимца юных моделей и одного из самых популярных актеров современности академикам было не жаль оставлять без номинации. Его сложные отношения с членами киноакадемии начались с самых ранних лет карьеры. Таланты ДиКаприо заметили еще в драме «Что гложет Гилберта Грейпа» и в 1994 году он был номинирован на «Оскар» как лучший актер второго плана, но когда его звезда по-настоящему взошла на голливудский Олимп – в момент выхода легендарного «Титаника», аксакалы нагло его проигнорировали и даже не пригласили на красную дорожку, хотя фильм получил 11 других номинаций, собрал феноменальную кассу и теперь точно можно сказать, что прошел испытание временем – его смотрят до сих пор. Сама история получения им «Оскара» в 2016 году достойна не только мемов в сети, но и отдельного кино, ДиКаприо шесть раз претендовал на актерскую награду от академии кинематографических искусств и лишь однажды он сумел ее получить, когда сыграл в «Выжившем». Получив заветную статуэтку, Лео ушел с головой в экологию и за последние четыре года у него была лишь одна номинация – за его роль в ленте Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде».
В своем недавнем интервью известному киножурналу Variety Мартин Скорсезе заявил, что роль ДиКаприо в «Убийцах цветочной луны» недопонята академиками, но, несмотря на это, она обязательно пройдет сквозь года. «Он создал невероятно глубокий, сложный и противоречивый образ человека, который одновременно творил ужасные вещи, ведь был слабым и ведомым, но и в то же время любил свою жену. Лео бесстрашно создал настоящего обывателя. Того обывателя, который буднично творит зло, но люди просто не хотят это признавать», – сказал он. Его партнерша по площадке, коренная жительница Америки Лили Глэдстоун, которая должна получить «Оскара» за лучшую женскую роль в этом фильме, поддержала Лео, заявив, что ее номинация в равной степени и его. «Без него, без его щедрости и открытости как актера и человека я бы не смогла сделать всего этого», – высказалась она. Кроме нее номинации в категории «Лучшая актриса» получили Аннетт Бенинг («Дайана Найэд»), Сандра Хюллер («Анатомия падения»), Кэрри Маллиган («Маэстро») и великолепная Эмма Стоун («Бедные-несчастные»). Последняя – единственная реальная конкурентка Лили.
«Никаких подонков среди номинантов»
Продолжая историю с проигнорированным ДиКаприо, было бы, конечно, интересно понять мотивацию людей, которые голосовали таким образом, в пользу других актеров. К талантливейшему ирландцу Киллиану Мерфи («Оппенгеймер»), недооцененному американскому актеру Полу Джаматти («Оставленные») и обаятельному Джеффри Райту, сыгравшему в ироничном «Американском чтиве» и выскочившему в последний момент, вопросов нет никаких. У Мерфи очень значимая и актуальная сейчас роль – нельзя не наградить человека, сыгравшего «разрушителя миров», когда мир вновь на грани Третьей мировой и ядерной войны. Джаматти обожает вся Америка и его образ – американского интеллектуала, профессора-неудачника, которого никто не любит из-за вредного и принципиального характера, тоже очень хорош. К тому же, он придерживается правильной пиар-кампании – после «Золотого Глобуса» актер пошел перекусить в бургерную со своей статуэткой и, конечно, его поход стал вирусным. Так он будто говорит – я такой же, простой, обычный американец. Наверняка это дополнительно подкупило голосующих.
Самые слабые в этой пятерке позиции имеют номинации Колмана Доминго и Брэдли Купера. Если c Колманом Доминго, сыгравшим в драме «Растин» чернокожего гея-политика, все более-менее понятно, расовое дайверсити и значимый для их истории персонаж, то актерский феномен Брэдли Купера, которого обожают в Голливуде, принять трудно. Его номинировали за картину «Маэстро», но несмотря на все старания и уроки, которые он брал по дирижированию, чтобы быть максимально похожим на своего героя Леонарда Бернстайна, фильм получился на четыре с минусом. Наверное, сказалось то, что ленту еще об одном важнейшем американце, популярном композиторе и тоже гее продюсировали несколько человек, среди которых не абы кто, а Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и Тодд Филлипс. К тому же, если бы Джеффри Райт один представлял темнокожую братию на «Оскаре», то тоже мог бы быть скандал, ведь в «Американском чтиве» рассказана очень саркастичная история о талантливом афроамериканском писателе, который отказывался писать на черные темы, его не публиковали, а когда он написал стереотипное и выдал книгу под псевдонимом, все были в полнейшем восторге – и издательства, и публика, и критика.
К тому же, у ДиКаприо роль негодяя, подлого белого колонизатора, который травил свою индейскую жену и убивал вместе со своим дядюшкой всю ее семью (при этом, такой же антигерой Роберт Де Ниро таки получил номинацию за роль второго плана). Когда-то легендарный американский критик Роджер Эберт в одной из своих рецензий сформулировал один из принципов киноакадемии и придумал так называемый синдром звезды «Плейбоя», суть которого заключается в том, что на «Оскаре» не награждают и не номинируют «подонка, каким бы сильным ни был его перформанс». Тогда критик написал про Эрика Робертса, убедительно сыгравшего сутенера, безжалостно убившего свою бывшую девушку, но проигнорированного академией. По этой причине ДиКаприо хоть и номинировали за его роль аморального финансиста в «Волке с Уолл-стрит», но не наградили. А его великолепную роль колонизатора в «Джанго освобожденном» Тарантино и вовсе не заметили.
Страновые скандалы на «Оскаре»
В завершение добавим немного нашего контекста. Отечественный оскаровский комитет, как известно, заявил, что от Казахстана картина выдвигаться не будет, поскольку «достойного кандидата нет», это вызвало скандал и острую реакцию среди кинообщественности. Ведь претенденты были, и не один, о чем говорят победы наших молодых режиссеров на азиатском «Оскаре» и многочисленных международных фестивалях, об этом писали не раз. Но выяснилось, что Казахстан в своей беде не один, к примеру, французским кандидатом на американскую премию стал участник Каннского кинофестиваля – красивейший «Рецепт любви» Чан Ань Хунга, в то время как у французской драмы «Анатомия падения» Жюстин Трие, получившей «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, было намного больше шансов. В итоге награда уйдет Глейзеру.