Депутаты мажилиса предложили поправку в законопроект «О масс-медиа», устанавливающую запрет для СМИ писать о представителях ЛГБТ. Публикации могут быть приравнены к пропаганде и повлечь за собой приостановление или прекращение деятельности для медиа. «Курсив» поговорил с членом рабочей группы по законопроекту и директором общественного фонда «Правовой медиа-центр» Дианой Окремовой и создателем сайта selftanu.kz, который позиционирует себя информационным ресурсом, на котором размещены материалы для ЛГБТК+ подростков, Мутали Москеу об этой поправке.
«Где заканчивается информирование, а где пропаганда»
Диана Окремова считает, что в Казахстане нет четких границ между понятиями «пропаганда» и «информация», поэтому любая новость об ЛГБТ-представителях может поставить под удар любое медиа.
«Если принять эту норму, то это, по сути, запрет на любую информацию об ЛГБТ. Если, например, арестован какой-нибудь активист ЛГБТ-движения, журналисты должны об этом писать. Будет ли это пропагандой? Или не будет это пропагандой? Это, по сути, запрет на освещение всей этой сферы», — рассказала «Курсиву» эксперт.
Создатель первого в Казахстане сайта для ЛГБТ-подростков Мутали Москеу, отмечает, что требовать от медиа не упоминать ЛГБТ — это цензура, которая запрещена Конституцией РК. Этот интернет-ресурс просуществовал пару недель, после чего был заблокирован министерством культуры и информации с формулировкой «ограничить доступ к интернет-ресурсам, распространяющим идеи движения ЛГБТ среди казахстанского населения».
«Если в итоге эту поправку примут, то в будущем начнут запрещать упоминание всего неудобного для нашего государства, поэтому сейчас наше общество должно быть максимально заинтересовано в том, чтобы не допустить принятия этой поправки», — отметил Москеу.
Подобная практика существует в России, отмечает общественница. Там, согласно принятому закону, пропагандой будет считаться показ однополых отношений в положительном свете и представление их как равноценных гетеросексуальным отношениям.
«Что это стимулирует? Это стимулирует развитие нетолерантности, дискриминацию и развитие гомофобных взглядов в обществе. Это ведет к тому, что представители ЛГБТ будут находиться под прессингом, под давлением, они будут подвергаться атакам», — отметила Диана Окремова.
Схожего мнения придерживается и Москеу, напомнив, что в соседней стране даже радужный элемент одежды может послужить поводом для ареста.
«Подобные законы нарушают базовые права человека и являются дискриминирующими. В России это все дошло до признания «международного движения ЛГБТ» экстремистским», поэтому теперь там сажают людей за радужные сережки», — считает Мутали Москеу.
Диана Окремова упомянула случай, когда в 2015 году в Казахстане депутатами был принят закон «О защите от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который к «запрещенной для оборота среди детей» относил и информацию, «пропагандирующую нетрадиционную сексуальную ориентацию».
Перед подписанием закона президентом Конституционный совет выявил нарушения юридической техники в этом законопроекте, «что могло привести к нарушению ряда конституционных положений». Его признали не соответствующим Конституции. По мнению директора «Правового медиа-центра», депутаты, инициирующие новые поправки, должны помнить про этот опыт и «не наступать на те же грабли».
«Запретить писать о «нетрадиционной сексуальной ориентации», как поставить ворота в поле»
«Запрет СМИ публиковать информацию, содержащую пропаганду «нетрадиционной сексуальной ориентации», на мой взгляд, это также бессмысленно, как ставить ворота в поле. Предположим, вы запретите это делать официальным СМИ, но в интернет-пространстве настолько много источников информации, это сотни тысяч сайтов. Как с ними бороться? Никто этого делать не сможет, потому что их огромное количество, и никто этого делать не будет. Я считаю, что запрет будет просто бессмысленным», — отметила общественница.
Контекст: Ранее депутаты мажилиса партии Amanat Асхат Аймагамбетов и Жанарбек Ашимжанов предложили внести поправку в закон «О масс-медиа», согласно которой СМИ могут запретить «писать о представителях ЛГБТ» под угрозой закрытия.
«Курсив» получил комментарий одного из депутатов, который заявил, что речь идет не о запрете информации про ЛГБТК+, а «именно о пропаганде и навязывании однобокой информации».
Депутаты предложили внести поправку в статью 22, в которой описано, по каким причинам медиа могут закрыть или приостановить. Теперь в список оснований для закрытия СМИ хотят добавить «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации», приравняв ее к пропаганде или агитации культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства.
«Как отмечается в сравнительной таблице, приложенной к законопроекту, депутаты предложили дополнить статью 22 законопроекта «О масс-медиа»: после слов «превосходства» дополнить словами «нетрадиционной сексуальной ориентации».
Депутат Жанарбек Ашимжанов рассказал, что, по его мнению, «должна быть инклюзивность, а не однобокое навязывание» и поделился тем, как выявить пропаганду. Например, пропаганда формирует или изменяет общественное мнение, не подлежит проверке и использует только те факты, которые поддерживают ее цели.
Поправки о «пропаганде нетрадиционной ориентации» Ашимжанов сравнил с законом, ужесточающим наказание за насилие.
«Курсив» попытался связаться и со вторым депутатом – Асхатом Аймагамбетовым, но он отказался комментировать предложенные им поправки.
Поправка о «пропаганде сексуальной ориентации» только вынесена на обсуждение и еще не принята.
Сейчас в Казахстане отсутствует запрет на «пропаганду нетрадиционной ориентации» на законодательном уровне. При этом однополые браки запрещены.
Сам закон «О масс-медиа» активно разрабатывается и обсуждается. В него уже внесли поправки, которые казахстанские журналисты и эксперты критикуют. Так, в законопроект уже предложили внести поправки, согласно которым МИД сможет отказывать в аккредитации иностранным СМИ и их журналистам «в случае угрозы национальной безопасности Республики Казахстан». Кроме того, без аккредитации предусматривается запрет на занятие профессиональной журналистской деятельностью иностранных СМИ и иностранных журналистов. Уже 36 журналистов Радио «Азаттык» не получили аккредитацию, без которой они не смогут работать.