В казахстанский прокат вышел режиссерский дебют Дева Пателя, самого популярного индийского актера в голливудском кино. «Миллионер из трущоб» справился с новым статусом неплохо и выдал вполне годный фильм, уже названный критиками «Джоном Уиком из Мумбаи» (хотя снимали в Индонезии). «Курсив» расскажет о ленте подробнее и порассуждает о возможном рождении нового поджанра — индийского боевика.
Кто бы мог подумать, что в таком нежном и робком юноше как Дев Патель скрывается столько ярости, гнева и невысказанной боли. В своей дебютной работе с виду безобидный Патель (точнее, его герой) безжалостно расправляется со своими врагами, убивая их тысячей и одним способом.
Индийский порыв
В последние годы Индия приятно удивляет своими жанровыми экспериментами. Буквально год назад киноманы удивлялись феноменальному индийскому суперхиту — фэнтазийной экшн-ленте «RRR: Рядом Ревет Революция», в которой рассказывалось об эпизоде из альтернативной истории Индии, в которой индусы якобы организовали массовое восстание против британских угнетателей и победили их. То было не просто кино, а готовый мастер-класс по созданию спецэффектов и демонстрация миру новых восточных звезд компьютерной графики. К тому же, эта яркая, дерзкая и по-настоящему антиколониальная картина смогла даже завоевать «Оскар» за лучшую песню на прошлогодней церемонии, а ведь могла бы посоревноваться и в категории «лучший международный фильм», выдвини ее Индия тогда как своего номинанта.
В этом году у индийских кинематографистов новый прорыв — весь мир теперь уже смотрит боевик «из Мумбаи» — там задействована мифология Индии, культура этой великой страны и даже ее политическая ситуация (из-за этого Netflix даже побоялся этот проект выпускать, но об этом позже). Правда, делали эту ленту не в Индии, а индийской ее можно назвать лишь потому, что ее автор голливудский актер индийского происхождения — Дев Патель (он, к слову, бывал в Казахстане). Вообще-то актер родился в Великобритании, а его родители из Кении, но у него индийские корни, он — этнический индус, да и все действие фильма происходит в каком-то выдуманном индийском городе. Хотя сам Патель был на исторической родине тоже лишь как гость, звезда «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла, «Льва» Гарта Дэвиса и «Легенды о Зеленом Рыцаре» Дэвида Лоури, а также «Отеля «Мэриголд». Лучший из экзотических» Джона Мэддена не забыл о своем происхождении и создал картину со всем уважением к матери-Индии.
О чем картина «Манкимэн»
Внимание! В тексте есть спойлеры!
Фильм рассказывает о молодом парне, участнике подпольных боев, который всегда выступает на ринге в маске обезьяны (бойца играет Дев Патель). Каждый вечер его отдают на «съедение» сильным соперникам, ведь он по сути, мальчик для битья. За небольшую плату он соглашается быть побежденным, при этом, чтобы получить свой гонорар, он уходя должен устроить еще и унизительное шоу — скакать как обезьяна, бить себя в грудь как Кинг-Конг и преклоняться перед соперником — Царем-Коброй. Но парень не зря примерил маску примата и стал Манкимэном (от английского monkey) — он всегда восхищался индийском божеством, богом обезьян Хануманом. Тот является одной из самых почитаемых фигур в индуистском пантеоне божеств, считается одним из воплощений Шивы — бога разрушений, а еще для Манкимэна он самое дорогое воспоминание детства. О нем ему рассказывала его покойная мать, которую убили во время народного бунта.
Дальше кино превращается в обычную историю мести. Манкимэн мечтает убить своего главного врага — коррумпированного начальника полиции (Сикандер Кхер), который безжалостно сжег его деревню, попытался изнасиловать его мать (Адити Калкунте), а потом насмерть ее забил на глазах у мальчика. Узнав, что его лютый враг вместе со своим подельником, алчным торгашом, выдающем себя за гуру (Макранд Дешпандэ) частенько бывает в борделе, Манкимэн устраивается к ним на работу, а когда добирается до них, устраивает VIP-гостям кровавую бойню.
Почему «Манкимэн» — долгострой и отразилось ли это на его качестве
История создания «Манкимэна» поистине уникальна: изначально эту ленту купил Netflix и сумма сделки была приличной для дебютанта — $30 млн. Однако когда продукт был окончательно готов, стриминг решил отложить премьеру, говорят, из-за политических рисков — руководство платформы было обеспокоено возникшими параллелями с некоторыми индийскими политическими деятелями, к тому же в фильме довольно много критики коррумпированных властей, во всяком случае, ее высших полицейских чинов. А ссориться с руководством страны, где живет 1,5 млрд человек и потенциально если не такое же количество подписчиков сервиса, то как минимум, десятая часть, никто не захотел.
Однако когда работу увидел Джордан Пил, автор умнейшего хоррора о расизме «Прочь», он заявил, что что такое кино заслуживает полноценного релиза в кинотеатрах и сделал все, чтобы он на самом деле состоялся. К слову, совершенно случайно его продюсерская компания Monkeypaw тоже имеет слово monkey, то есть «обезьяна» в своем названии. В итоге благодаря участию Пила Netflix продал Universal этот проект за меньшую сумму, чем покупал — $10 млн. Получился прецедент.
По картине видно, сколько в ней труда, пота и боли. Актер писал сценарий к «Манкимэну» около восьми лет, а от новости о запуске этой картины до выхода ее на экран прошло целых 6 лет — впервые Патель заявил о своем желании снять собственное кино еще в 2018 году. Снимать ленту было очень сложно, учитывая, что один и тот же человек был и режиссером, и продюсером, и исполнителем главной роли, и сам исполняет большинство трюков. Неудивительно, что за время за время съемок автор «Манкимэна» успел получить несколько травм — порвал связки в плече, сломал руку и пальцы на ноге, заразился глазной инфекцией. Что с ним и его командой только ни произошло за это время — например, прямо на съемочной площадке погиб художник по свету, а сама картина снималась в карантин с огромным количеством ограничений, что для ленты с невероятным количеством экшн-сцен немыслимо.
На своей премьере на кинофестивале South by Southwest (SXSW), которая состоялась в прошлом году Дев рассказал, что создать такой фильм было его мечтой, ведь он давно увлечен боевыми искусствами, с детства занимается тхэквондо (у него черный пояс) и даже занимал призовые места на международных соревнованиях в своей категории. Но отметил, что создавая эту работу, он вдохновлялся не столько франшизой про Джона Уика, с которой его все сравнивают, а корейскими триллерами о мести и боевиками, в которых снимались Брюс Ли и Джеки Чан. Актеру также важно было сохранить и болливудский дух и отразить индийскую культуру во всей красе. Чтобы сполна реализовать задуманное, для проекта был приглашен оператор, умеющий держать напряжение в кадре — ранее Шэрон Мейр работал над «Одержимостью» Шазелла и «Немой яростью» Джона Ву.
Сказался ли весь производственный ад на картине? Нет. Во всяком случае, зрителю этого невидно, «Манкимэн» смотрится как довольно неплохой боевик, в котором нет ничего особенного кроме отсылок к индийской культуре и колоритного «мумбайского» сеттинга.
Стоит ли смотреть «Манкимэна»?
Если вы ждете чего-то неожиданного в плане экшна, то не стоит — «Манкимэн» хоть и красивый, жестокий и добротный боевик, но ничем особенным он не отличается. Есть очень эффектные сцены и менее, с кровавой баней в туалете и перед огромным аквариумом, с драками с применением петард и эффектного колюще-режущего оружия, но пресыщенного зрителя они не особо впечатляют.
Другое дело — индийский колорит. В первой части есть прекрасная сцена кражи кошелька, где Индия показана с нижней точки, за все время пока портмоне с нужной визиткой не окажется у заказчика камера даже не пытается поднять свой взор выше. Это путешествие по индийским трущобам с их безобразием и великолепием, где на каждом углу готовят индийские блюда, бегают чумазые дети, а на тебе все пытаются заработать, впечатляющее. Оттого особенно хороши все сцены, где герои на бегу знакомят с городом: гонки на тук-туках с турбодвигателем (это забавно), бои в грязных борделях, бешеные марафоны по ночным крышам.
Одна из самых потрясающих сцен — это когда на помощь Манкимэну приходят гендерно-нейтральные бойцы из касты хиджра. Как мы знаем, хиджра — это каста неприкасаемых, в которую входят представители «третьего пола», неопределившиеся квир-люди: там все дискриминируемые обществом группы от гомосексуалов и трансгендеров, до гермафродитов и кастратов. Когда они появляются в своих красочных одеяниях (говорят, это костюмы, в которых обычно изображается их богиня разрушения Кали) вся бойня превращается в какой-то ритуальный, если не сказать философский танец. В этом бесконечном обращении к индийской культуре и есть сила фильма. И речь не только о внешнем, но и о внутреннем. Тут говорят о карме, о боли, о страданиях, о пути избавления от страдания и прочих вещах.
Автор умело задействует личную трагедию главного героя и его дыру в душе размером со Вселенную с болью всех индийцев и их социальными неурядицами. Он вписывает историю своей погибшей матери в контекст истории страны. Коррумпированная полиция, лже-гуру, которые становятся орудием манипуляции масс, глухость к проблемам самого незащищенного социального класса, дискриминация — подобная проблематика есть в каждой стране и, надо понимать, что это самое горячее топливо для сценариев. Дев Патель снял несовершенное кино, в котором немало мелких сценарных несостыковок (например, после того как он совершил дерзкое преступление и его ищут все и вся, он выступает на ринге). Но он все же сумел довести дело до конца и снять цельное кино, в котором смешались жесткая драма, крепкий экшн и болливудский блеск.
Чем интересно дебютное кино Дева Пателя? Для казахстанской киноиндустрии прежде всего его опытом смешения колорита своей страны с отличным боевиком. Неплохой пример как попасть на вожделенный Netflix.