Решения Нацбанка по базовой ставке будут зависеть от ожиданий по изъятиям из Нацфонда, считают аналитики Halyk Finance. По их словам, высокие бюджетные расходы за счет трансфертов могут замедлить смягчение денежно-кредитной политики.
«В то время как высокое значение реальной ставки, снижение инфляции и крепкий курс тенге дают основания для дальнейшего смягчения монетарных условий в стране, существует высокая вероятность превышения планируемых изъятий из Нацфонда в бюджет. Такая ситуация может оказать проинфляционное давление, что вынудит Нацбанк замедлить смягчение денежно-кредитных условий», — пишет аналитик Мадина Кабжалялова.
На прошлом заседании по денежно-кредитной политике в апреле значение осталось на уровне 14,75% после его сокращения в январе и феврале. Показатель начали снижать с августа 2023 года, до того момента он повышался с ноября 2021-го.
По словам Кабжаляловой, у Нацбанка есть все основания для того, чтобы продолжать снижать базовую ставку. В подтверждение она приводит факты замедления годовой инфляции до минимального значения за последние восемь месяцев (8,7%), укрепление тенге на фоне высоких валютных изъятий из Нацфонда и снижение глобальных цен на продовольствие и энергоносители.
Кроме того, реальная ставка составляет более 6%, что выше исторических значений. Такая ситуация дает основания для дальнейшего снижения ставки, указывает аналитик Halyk Finance. Также слабый рост ВВП (3,7%) по итогам первого квартала и планы правительства достичь экономического роста на 5% к концу 2024-го должны побудить стимулировать экономическую активность с помощью смягчения денежно-кредитной политики, считает Мадина Кабжалялова.
Однако снижение базовой ставки возможно при отсутствии дополнительного бюджетного и внебюджетного использования Нацфонда, отмечает аналитик. Нынешние показатели по объему трансфертов из Нацфонда (изъято 1,9 трлн тенге, или более половины) ставит под сомнение приверженность правительства цели по изъятиям (3,6 трлн тенге на 2024 год), полагает Кабжалялова.
Кроме того, Нацбанк сообщал, что в мае из Нацфонда планировалось направить в бюджет еще $750-850 млн (примерно 335-380 млрд тенге). Halyk Finance предполагает, что при сохранении текущих темпов изъятий, общий размер трансфертов к концу 2024-го может превысить 5 трлн тенге (5,3 трлн тенге в 2023 году).
«Финансируемые таким образом государственные расходы также могут придать импульс росту цен и создать пространство избыточной ликвидности, которую Нацбанк, вероятно, захочет стерилизовать. Главным фактором, который может вызвать увеличение цен в текущем году, конечно, остается неопределенность касательно уровней трансфертов из Нацфонда и очень активное освоение планируемых трансфертов за первые четыре месяца», — отметила аналитик.
Среди других проинфляционных рисков — многолетнее регулирование тарифов в ЖКХ, как следствие обветшание соответствующей инфраструктуры и отложенное повышение цен в будущем; сдерживание цен в сельском хозяйстве через запреты на экспорт лука и семян подсолнечника; искусственное укрепление обменного курса за счет трансфертов, которое может закончиться резким его обвалом.
Если регулятор примет во внимание риски высоких бюджетных расходов, финансируемых за счет трансфертов, решение по базовой ставке может вновь оставить ее неизменной, считает Кабжалялова. Фискальная дисциплина правительства может позволить снизить значение на 0,25-0,5 п.п., что Halyk Finance называет обоснованным на фоне замедления инфляции и роста экономики. Очередное решение по базовой ставке будет принято в конце этой недели, 31 мая.
В середине апреля Нацбанк сохранил значение на прежнем уровне. Глава регулятора Тимур Сулейменов говорил, что пока проблемы с паводками не решатся, Нацбанк не будет смягчать денежно-кредитную политику.
«Мы со своей денежно-кредитной политикой будем следовать этим решениям, то есть не опережать их, не бежать впереди паровоза. Когда эта ситуация прояснится, тогда и будет понятно, насколько эта пауза продлится. Пока мы считаем, что нужно наблюдать ситуацию», – отметил председатель Нацбанка.
Ранее аналитики (AERC) предупреждали, что преждевременное снижение базовой ставки Нацбанком с начала года может привести к росту годовой инфляции уже по итогам марта. Тем не менее она замедлилась с 9,3% до 9,1% в годовом выражении и с 1,1% до 0,7% в месячном выражении. Нацбанк прогнозирует среднегодовую инфляцию на 2024-й в пределах 7,5–9,5%.
Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) ожидают в среднесрочной перспективе, что Нацбанк будет постепенно снижать базовую ставку, сохраняя умеренно жесткие денежно-кредитные условия для достижения цели по инфляции. Согласно опросу Нацбанка, базовая ставка в 2024–2026 годах составит 14%, 11,2% и 9,8% соответственно.
В свою очередь, глава Halyk Bank Умут Шаяхметова говорила о необходимости дальнейшего снижения базовой ставки. Только так, по ее мнению, можно удовлетворить спрос экономики на «длинные» деньги. Она заявила, что при сохранении очень высокой базовой ставки сложно найти рыночных заемщиков.