Несколько ресторанов Parmigiano Group закрылись за год в Алматы

Опубликовано
редактор отдела «потребительский рынок»

8 ноября СМЭС Алматы обязал владельцев ресторана Olivier выплатить их арендодателям 14,7 млн тенге в счет задолженности. Месяцем ранее этот же суд вынес решение по аналогичной ситуации с рестораном Parmigiano – там рестораторы должны выплатить арендодателю 23,3 млн тенге. Оба заведения входили в известную ресторанную группу премиального сегмента Parmigiano Group, у которой с начала года закрылось уже несколько заведений. 

фото: Илья Ким

Ресторанная группа Parmigiano Group – один из главных активов бизнесмена Алмаса Абдыгаппарова. Группа продолжала развиваться, брать под управление и открывать новые проекты даже после ареста владельца летом 2021 года. Хотя экс-CEO Parmigiano Group Павел Лалакин рассказывал в интервью YouTube-каналу Forbes Kazakhstan о том, что сразу после задержания Абдыгаппарова приходили «люди в бар, предлагали купить Barmaglot». Этот бар в 2019 году вошел в 50 Best Discovery (лучшие открытия среди ресторанов и баров мира) и вместе с Parmigiano и Olivier был самым узнаваемым заведением ресторанной группы. А с 29 июля 2024 года Parmigiano и Olivier перестали принимать гостей. В марте 2024 года прекратил деятельность располагавшийся на «Шымбулаке» S.N.e.G., а в сентябре закрылись находившиеся под управлением Parmigiano Group бистро Aviva и ресторан ближневосточной кухни Bedouin (оба заведения работали на территории ТРЦ Dostyk Plaza).

За 2019–2023 годы ТОО Quality Food (работает под брендом Parmigiano Group) заплатило почти 152 млн налогов. В последние два года объемы налоговых платежей значительно снизились, а в 2024 году, судя по данным комитета госдоходов, компания налоги еще не платила и у нее сформировался долг в размере 210 тыс. тенге.

Закрыты не по собственному желанию

Ресторан Olivier в июне обновил меню и явно не планировал прекращать работу. По словам Ольги Абдыгаппаровой (супруга Алмаса Абдыгаппарова сейчас управляет Parmigiano Group), рестораны Parmigiano и Olivier оказались закрыты, потому что владелица помещений Динара Ашиханова 26 июля в одностороннем порядке за один день расторгла договор аренды. 

Адвокат Бахытжан Сагатов, представляющий интересы Динары Ашихановой, утверждает, что договор аренды был расторг­нут из-за неплатежеспособности ресторанов. Сагатов рассказал журналисту «Курсива», что долги за аренду двух помещений составили порядка 38 млн тенге, еще около 2 млн – задолженность по коммунальным услугам. 

Существование долгов Ольга Абдыгаппарова подтверждает и даже предоставила редакции «Курсива» акты сверок. Судя по этим документам, задолженность за аренду ниже по ресторану Olivier – 6,2 млн тенге, а по Parmigiano – 19 млн.

«Мои долги по ресторану Olivier не выходили за рамки операционных расходов. По Parmigiano выходили, я не спорю. Но это же все можно было решить цивильно», – комментирует Абдыгаппарова, добавляя, что «договор аренды не расторгается за один день».

Сторона Ашихановой в свою очередь заверяет, что неоднократно обращалась к владельцу заведений по поводу погашения задолженности по арендной плате.

фото: prg.kz

Без чаевых и без зарплаты 

У Parmigiano Group долги не только перед арендодателем, но и перед сотрудниками.

«Без зарплаты остались около 65 человек, это только те, кто работал в Olivier. Еще около 40 человек работали в ресторане Parmigiano. Еще к нам присоединились сотрудники из Aviva и Bedouin. Итого более 150 человек», – рассказала редакции бывшая сотрудница Oliver по имени Шынар.

До закрытия она работала в этом ресторане менеджером. Общая задолженность за июль перед сотрудниками Oliver, по словам девушки, составила 19,5 млн тенге. 

«У нас есть задолженность перед сотрудниками за один месяц. Все рестораны работают в долг на месяц и с поставщиками, и с сотрудниками. Моя обязанность – закрыть до 10-го числа каждого месяца зарплаты, и я бы до 10 августа закрыла все долги по заработным платам, но 29 июля работу моего бизнеса незаконно остановили», – комментирует Ольга Абдыгаппарова.

Она говорит, что долги перед сотрудниками можно закрыть, если продать имущество ресторанов. Однако, по словам Абдыгаппаровой, вывезти это имущество из помещений компания до сих пор не может, так как арендодатель требует предоставить право­устанавливающие документы. С другой стороны, адвокат Бахытжан Сагатов отдельно акцентировал внимание журналиста «Курсива» на том, что владелец ресторанов до сих пор не освободил помещения. 

Обе стороны считают, что их права нарушаются. Ольга Абдыгаппарова обратилась в администрацию президента, Агентство по финансовому мониторингу, Генеральную прокуратуру и другие компетентные госорганы с просьбой помочь в решении возникших проблем. Она также подала в суд на арендодателя. «Прокуратура Алматы направила обращение о принятии процессуального решения по действиям Ашихановой. Но полиция ничего не предпринимает. Этот человек совершил противозаконные нарушения уголовного характера. Есть конкретная статья «самоуправство», но никто у нас из органов не возбуждает уголовное дело», –поделилась информацией о реакции госорганов на ее письма ресторатор. 

Сторона Ашихановой предъявила встречный иск, а адвокат Бахытжан Сагатов сообщил, что правоохранительные органы приняли «процессуальное решение, согласно которому в данной ситуации не просматривается состава уголовного правонарушения, поэтому дело разбирается в гражданско-правовом ключе».

В результате специализированный межрайонный экономический суд Алматы в обоих случаях встал на сторону арендодателя, признав расторжение договоров законным. Ресторанную группу обязали суммарно выплатить около 40 млн тенге (с учетом неустойки и госпошлины). 

Суды Parmigiano

Это уже не первый подобный случай, связанный с долгами Parmigiano Group. В августе 2024 года специализированный межрайонный экономический суд Алматы вынес решение по другому заведению Parmigiano Group – бутик-отелю S.N.e.G. У этого проекта группы тоже накопилась просрочка по арендным платежам. Арендодатель, ТОО Chimbulak Development, заявлял о задолженности по аренде в размере 15,3 млн тенге, плюс пени в сумме 2,1 млн тенге. Арендатор, ТОО Focus Hospitality (через это же ТОО проходит и ресторан Olivier), в свою очередь написал встречный иск о признании незаконными расторжения договора аренды и действий по опечатыванию и запрету доступа к помещению со стороны арендодателя. ТОО Focus Hospitality аргументировало свою позицию тем, что за свой счет модернизировало объект найма на 35,9 млн тенге. Суд принял сторону ТОО Chimbulak Development и обязал ТОО Focus Hospitality возместить оплату аренды. 

В этом году у Parmigiano Group было еще как минимум одно судебное разбирательство по долгам с поставщиком ТОО «МЕТРО Кэш энд Керри». В апреле 2024 года специализированный межрайонный экономический суд Алматы обязал рестораторов выплатить 10,4 млн тенге в пользу МЕТРО. 

«Любой ресторан всегда работает с массой партнеров, и у него всегда есть дебиторская задолженность. Parmigiano Group со своими долгами такие не одни – у любой ресторанной группы достаточно большая дебиторская задолженность, вызванная в том числе большими сроками консигнации (имеется в виду временной разрыв между получением товара и сроком оплаты за него. – «Курсив»), – объясняет пожелавший сохранить анонимность специалист сферы общепита, работавший ранее в Parmigiano Group. – Но в случае с Parmigiano Group это была постоянная проблема, из-за чего у многих поставщиков рестораны группы находились «на стопе». К сожалению, проблема с кассовыми разрывами там образовалась уже давно. Если честно, еще год-полтора назад было понятно, что этим кончится (закрытием ресторанов. – «Курсив»)». 

«Мне кажется, что ситуация в компании уже патовая, и с Parmigiano Group, в принципе, как с игроком стоит попрощаться, потому что группы ресторанов как таковой уже не осталось. В компании были действительно успешные заведения – Olivier и Barmaglot. Первое закрылось, во втором дела идут сильно хуже, чем еще год назад», – добавил спикер. 

По оценке Ольги Алдыгаппаровой, закрытие Olivier и Parmigiano ощутимо сказалось на всем бизнесе ресторанной группы, «это практически разрушило его». Тем не менее она предупреждает, что списывать со счетов Parmigiano Group рано: «Я найду решение». 

Читайте также