Дома на некоторых курортах в Альпах за год подорожали на 7–9%, а цены на них превышают 40 тыс. евро за квадратный метр. Способствуют этому рост числа богатых людей и тренд на здоровый образ жизни. Knight Frank в отчете Alpine Property 2025 рассказал, как меняется рынок альпийской недвижимости.
![](https://cdn-kz.kursiv.media/wp-content/uploads/2024/12/shutterstock_1164718756.jpg)
На фоне высокого спроса и ограниченного предложения горные дома на 24 крупнейших курортах в Альпах за минувший год в среднем подорожали на 3%. Лидер продаж – французский Куршевель 1850, здесь цены в среднем выросли на 9%. А лидер роскоши – швейцарский курорт Гштаад, где «квадрат» горной недвижимости в среднем оценивается в 41,5 тыс. евро. Это следует из отчета Alpine Property Report компании Knight Frank, которая уже 16 лет отслеживает состояние рынка премиальной горной недвижимости в Альпах.
С 2009 года рынок недвижимости в Альпах показывал высокую устойчивость, горные дома дорожали в среднем на 1,9% в год. В постпандемийный период рост цен ускорился до 4%. В 2024 году цены выросли в среднем на 3%. Это, по мнению экспертов Knight Frank, говорит о том, что рынок адаптировался к основным вызовам: экономическим и экологическим.
![](https://cdn-kz.kursiv.media/wp-content/uploads/2024/12/6-1-1-1-scaled.jpg)
Факторы спроса
Высокому спросу на альпийскую недвижимость способствуют увеличение числа состоятельных людей, рано выходящих на пенсию, и растущее внимание к здоровью и благополучию, считают эксперты Knight Frank.
Кроме того, на настроения покупателей влияет начавшееся недавно во Франции и Швейцарии снижение ставок по ипотечным кредитам. Вкупе с активностью покупателей с наличными это обеспечило рекордные цены на некоторых курортах. Так, в Шамони, где цена за «квадрат» в 2023–2024 годах находилась в диапазоне 13,5–14,9 тыс. евро, эксперты Knight Frank недавно зафиксировали сделку по цене выше 20 тыс. евро.
Спросу на альпийскую недвижимость со стороны покупателей из США способствовали запущенные в 2024 году абонементы Ikon Pass (предоставляет доступ к 54 горнолыжным курортам в Америке, Европе, Австралии, Новой Зеландии и Японии) и Epic Pass американской сети Vail Resort (дает доступ к 39 курортам, которыми владеет и управляет Vail Resorts, а также к партнерским курортам по всему миру).
Роль госрегулирования на рынке альпийских домов, вероятно, будет расти на фоне ужесточения правил сдачи жилья в аренду, требований по энергоэффективности и налоговых изменений в отношении вторичного жилья, предостерегают в Knight Frank.
Зачем хайнетам дом в Альпах
Knight Frank провел опрос среди 730 состоятельных покупателей (HNWIs – high-net-worth individuals) из 13 стран, чтобы выяснить основные причины, побуждающие таких клиентов покупать альпийскую недвижимость.
Основной причиной приобретения недвижимости в Альпах является желание иметь дом для отдыха. Этот аргумент в качестве главного указали большинство респондентов из Швеции и Норвегии.
Чуть более трети (36%) респондентов рассматривают свою покупку как инвестицию. Особенно много таких ответов у респондентов из ОАЭ, Нидерландов и Франции.
Покупатели из Великобритании и ОАЭ более других склонны к приобретению горного шале в качестве постоянного места жительства. А США и Германия имеют самую высокую долю респондентов, покупающих горные дома к пенсии.
Чаще всего в проживании в Альпах респондентов привлекают возможность вести здоровый образ жизни, свежий воздух и красота природы. На втором месте возможность кататься на лыжах и заниматься другими зимними видами спорта на курорте мирового класса. Кроме того, покупатели ценят наличие на курортах круглогодичных культурных и спортивных мероприятий, возможность уединения на природе и роскошную инфраструктуру для оздоровления.
Наибольшим спросом в Альпах пользуются дома с тремя-четырьмя спальнями, их предпочитают 52% респондентов, в то время как домами с одной-двумя спальнями интересуются менее трети опрошенных. Современные дома предпочитают 50% респондентов, а 28% ищут более старую недвижимость. Тем не менее большинство (58%) приобретают недвижимость на стадии строительства.
Лишь 36% респондентов ориентируются на недвижимость стоимостью менее 1 млн евро, а 54% – на недвижимость стоимостью от 1 до 5 млн евро.
Несмотря на повышенные процентные ставки по кредитам, 70% заинтересованы в получении ипотеки, 16% планируют купить дом за наличные, а 14% не определились с финансированием.
Половина респондентов намерены в будущем продать альпийский дом, 27% планируют оставить недвижимость своей семье, а 23% пока не определились с планами на будущее.
![](https://cdn-kz.kursiv.media/wp-content/uploads/2024/12/6-2-1-2-1024x780.jpg)
Как изменились цены на альпийскую недвижимость
В 2024 году рынок альпийской недвижимости демонстрировал неодинаковый рост на ведущих курортах мира в Швейцарии, Франции и Австрии.
В Куршевеле 1850 (Франция) цены выросли на 9% из-за ограниченного предложения. Сделки по покупке горных домов на этом курорте проходили по ценам 30–33,2 тыс. евро за квадратный метр.
Широкий диапазон цен и инфраструктуры во Франции привлекает самых разных покупателей. В то время как в Куршевеле 1850 средняя цена на дом составляет 31,6 тыс. евро за квадратный метр, в Морзине альпийское шале можно купить по цене втрое ниже – 9,4–10,4 тыс. евро за «квадрат».
Несмотря на то что по динамике роста цен на первом месте французский курорт, лучшую динамику в разбивке по странам показал альпийский рынок Швейцарии. Средний рост цен на 12 ключевых курортах составил 3,5% по сравнению с 1,5% во Франции.
По ценам на горные шале тоже лидируют швейцарские курорты. На курорте Гштаад цены на дома зафиксированы на уровне 39,4–43,6 тыс. евро за «квадрат» (рост за год на 4%), в Санкт-Морице – 31,6–34,9 тыс. евро (+5,6%).
«Высокий международный спрос поддерживал конкурентоспособность на этих рынках благодаря уникальным зимним предложениям Швейцарии и стабильной экономике», – делают выводы в Knight Frank.
Австрийский курорт Кицбюэль (единственный горный курорт этой страны, представленный в рейтинге) показал стабильно высокие результаты. Цены на шале здесь за год выросли на 8,5%, в среднем до 20,8 тыс. евро за «квадрат».