Прикаспийский газопровод на старте
Вопрос о подписании между Россией, Туркменией и Казахстаном соглашения по строительству Прикаспийского газопровода находится в высокой степени готовности. Предполагается, что до конца года премьер-министры трех стран подпишут данный документ. Пока же президенты подписали декларацию о заключении трехстороннего соглашения по строительству Прикаспийского газопровода. Работы сейчас находятся в завершающей стадии, и в ближайшее время будут закончены внутригосударственные процедуры, после чего можно будет подписать соглашение.
Данный вопрос будет затрагиваться в ходе переговоров в Ашхабаде, как и вопрос о модернизации газотранспортной системы «Средняя Азия – Центр» с участием, помимо вышеуказанных стран, также Узбекистана. Российская сторона исходит из того, что вопросов по Прикаспийскому газопроводу нет, однако до сих пор пока не выполнены все необходимые внутригосударственные процедуры. В частности, необходимо подготовить соответствующее распоряжение правительства.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов заявил о поддержке проекта Прикаспийского газопровода и подчеркнул, что Туркменистан будет и впредь прилагать конкретные усилия для продвижения проекта Прикаспийского газопровода. О своей готовности принять участие в этой акции заявили более 30 крупных иностранных компаний.
По оценкам экспертов, несмотря на выгодный для России результат, решение о расширении мощностей по доставке туркменского газа в РФ не стоит считать его окончательной и полной победой в борьбе за туркменский газ. Г. Бердымухаммедов ранее отмечал, что достижение договоренностей о строительстве Прикаспийского газопровода не снимает с повестки дня вопрос об участии Туркмении в возможном проекте Транскаспийского газопровода, который активно лоббируется Европейским Союзом и США. Туркменский лидер подчеркнул, что во всем мире идет диверсификация маршрутов транспортировки газа. По поводу беспокойства экспертов-газовиков относительно того, хватит ли у Туркменистана запасов газа с учетом того, что она планирует поставлять его еще и в Китай и Иран, Г. Бердымухаммедов заверил скептиков в том, что «беспокоиться по этому вопросу не следует, газа имеется в достаточном количестве».
В свою очередь Нурсултан Назарбаев заявил, что у Казахстана совершенно прагматичный подход к строительству новых газотранспортных мощностей. «Диверсификация поставок газа и нефти является выгодным для нас условием. Никакой политики здесь нет. Возрастающие объемы добычи Казахстаном нефти и газа требуют такой диверсификации», — подчеркнул казахстанский президент.
Россияне полагают, что в настоящий момент проекта, который бы составил конкуренцию Прикаспийскому газопроводу, не существует. «Это некое намерение, декларируемое рядом стран, представители которых не присутствуют на саммите в Туркменбаши в качестве способа, который, как им кажется, решит вопросы, связанные с альтернативными маршрутами транспортировки углеводородов», — заявил российский премьер-министр Виктор Зубков, и добавил, что риски, связанные с проектом Транскаспийского газопровода, не позволяют рассматривать данный проект как экономически эффективный. «На мой взгляд, те риски технологические, правовые и экологические, которые есть у проекта Транскаспийского газопровода, настолько велики, что найти того инвестора, если это не политический проект и неважно, чем заполняется труба, невозможно», — сказал В. Зубков. В связи с этим он призвал не сравнивать по рискам проекты Прикаспийского и Транскаспийского газопроводов.
Эксперты считают, что подписание документов о создании Прикаспийского газопровода укрепит позиции России в энергетическом диалоге с Европой, поскольку позиция российской стороны в энергетическом диалоге с ЕС приобретет дополнительные аргументы. Кроме того, в администрации президента РФ позитивно оценили приглашение Туркмении принять участие российским компаниям в разведке и освоении месторождений на шельфе Каспия.
Искандер ДАУТОВ