1 января 2015 года мы проснулись в немножко другой стране
У меня есть все основания считать, что 1 января 2015 года мы проснулись в немножко другой стране. С этого дня в Казахстане заработал Закон по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности. В просторечии – «кардиналка».
В основу закона лег опыт Сингапура, Швейцарии, Южной Кореи и других государств, лидирующих в рейтинге Doing Business. Специалисты Всемирного банка изучают законодательную базу, а также опрашивают предпринимателей, выясняя реальные сроки и затраты бизнеса на выполнение тех или иных операций в каждой стране. Потом составляется рейтинг, показывающий легкость ведения бизнеса. Можно сказать, что Doing Business – оценка, которую бизнесмены ставят своим властям.
Казахстан, совершивший в 2012 году скачок с 59-го места на 47-е (из 189 стран), сейчас «просел» до 77-й позиции. Изменение связано с новой методикой расчета рейтинга, но это не может служить оправданием для отставания от лидеров. На мировых рынках постоянно идет конкуренция – за инвестиции, технологии, высококвалифицированных специалистов. Независимо от того, как меняются методики Doing Business, мы должны быть впереди остальных, чтобы не проиграть в этой гонке.Поэтому глава государства поставил задачу войти в 2016 году в 30 стран по Doing Business.
Учитывая, где мы находимся сейчас, меры для этого нужны кардинальные. И они были приняты.
Разработка закона потребовала нескольких месяцев напряженной работы. Пришлось преодолевать сопротивление многих ведомств: есть отработанные схемы и менять их тяжело, но надо.
Вместе с правительством над законопроектом работали представители Национальной палаты предпринимателей (НПП). Они доносили точку зрения бизнеса, смотрели на все глазами участников рынка. В результате меры, прописанные в Законе, носят исключительно конкретный, прикладной характер.
Главный принцип «кардиналки» звучит почти по-олимпийски: «Быстрее, проще, прозрачней». Поправки внесены в 11 кодексов и 24 закона. Перечислить все изменения в одной статье невозможно, назову лишь некоторые.
Плановые проверки, доставляющие столь много хлопот бизнесу, отменяются. Периодические остаются там, где высоки риски сами по себе (оборот оружия, прекурсоров и др.). Там, где настораживают данные камерального контроля на основе разрабатываемой системы управления рисками, вводятся выборочные проверки. Там, где поступают обоснованные жалобы от населения – внеплановые проверки. Иные формы контроля будут носить только профилактический разъяснительный характер. Для дополнительной защиты частных компаний будет введена должность уполномоченного по защите прав предпринимателей (бизнес-омбудсмена), как это делается в странах Европы и в США.
Сроки регистрации предприятий сокращены до одного часа.
Радикально изменена процедура получения разрешений и экспертиз для строительства: введен принцип «одного окна». Срок регистрации прав собственности на недвижимость сокращен с 5–15 рабочих дней до одного, количество предоставляемых документов уменьшилось в среднем с семи до двух. Госрегистратор больше не вправе требовать техпаспорт и «иные документы».
Упрощены таможенные процедуры. Теперь контроль перенесен с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров. Соответственно, намного уменьшился перечень требуемых документов.
Везде, где можно, отменено нотариальное заверение копий документов (каждый представитель МСБ знает, сколько времени подчас тратится на поездки по нотариусам).
Многие бизнесмены сталкиваются с трудностями при ликвидации предприятий, особенно при проверке налоговиками. Теперь вместо налоговиков проверку могут провести аудиторы. Ответственность за результаты в этом случае будет лежать не на ликвидируемой компании, а на проверяющем.
Не буду скрывать – на встречах с предпринимателями выяснилось, что бизнесу требуется поддержка и по другим вопросам. Поэтому уже готовится второй пакет законодательных мер для улучшения бизнес-климата.
Резко сократится количество требуемых разрешений и лицензий. В конце прошлого года их насчитывалось 708. К настоящему моменту подготовлены предложения по отмене 378 из них – к середине лета число лицензий и разрешений должно уменьшиться, как минимум, вдвое. Такую задачу поставил президент, и правительство выполнит ее.
Судебные исполнители больше не смогут приостанавливать производство, если должник оспорит отчет об оценке имущества. Раньше многие недобросовестные владельцы компаний пользовались этим механизмом, чтобы не платить долги. В свою очередь, кредиторы смогут открывать дела не только по банкротству предприятий, но и по их реабилитации. Значит, многим компаниям не придется банкротиться, чтобы очиститься от долгов.
Должна улучшиться ситуация на рынке коммерческого кредита: в качестве залога можно будет принимать долговые обязательства, выданные ранее залогодателю. Также станет возможной передача прав владения залогом кредитору (а права собственности останутся у должника).
Может быть, нужны какие-то еще шаги? Я хочу обратиться к бизнес-сообществу: помогите нам понять, что вас больше всего беспокоит. У нас есть время, хотя его не так много – в нынешних условиях нужно действовать оперативно. До конца февраля (чтобы успеть внести поправки в мажилис) направьте свои замечания и предложения в региональное отделение Национальной палаты предпринимателей.
Не могу гарантировать, что мы учтем все пожелания – это физически невозможно. Но прислушаемся мы ко всем – это я обещаю.