Туризм 2025: будущее индустрии путешествий

Owner representative туроператора Join UP!

Число путешественников в мире за первые три квартала 2022 года достигло 700 млн человек. Это на 133% больше, чем годом ранее. Такие данные приводит Всемирная туристская организация (UNWTO) и уже в 2023 году ожидает восстановления индустрии после двухлетнего кризиса, спровоцированного пандемией. Самое время детальнее присмотреться к трендам, которые будут определять развитие отрасли в ближайшие годы.

Уязвимость, как драйвер

В 2011 году уже упомянутая UNWTO опубликовала отчет, посвященный перспективам развития туриндустрии к 2030 году. Позитивный прогноз указывал на стремительный рост всех направлений и регионов. До конца 2019 года так и было, но затем началась пандемия. При этом авторы отчета среди возможных рисков рассматривали только колебания цен на энергоносители и скорость восстановления мировой экономики после кризиса 2007-2008 годов.
Сегодня уже ясно, что на туризм влияют множество факторов: потенциальные новые пандемии, лесные пожары, климатические изменения, борьба за ресурсы, военные конфликты, политические противостояния, технологические прорывы и многое другое. Туриндустрия избавилась от иллюзии постоянного роста. При этом те участники рынка, которые пережили падение последних лет, усвоили, что уязвимости должны стать драйвером обновлений. В ближайшие годы индустрия туризма будет становится устойчивее, безопаснее, технологичнее.

Чистые технологии — конкурентное преимущество

Возобновляемые источники энергии, экотранспорт, низкий углеродный след. Все эти понятия постепенно переходят из дискурса политиков и ученых в маркетинговые буклеты отелей, авиакомпаний и других представителей туристического бизнеса. Страны, заранее инвестировавшие в экопроекты, смогут использовать их как конкурентное преимущество в борьбе за отдыхающих. За этим стоит и объективная реальность — потоки отдыхающих растут, а райских мест на планете не прибавляется. Для туриндустрии сохранить то, что у нас — вопрос выживания.

По данным Всемирного фонда дикой природы количество пластика в Средиземном море возрастает летом на 40%. При этом туриндустрия способна уже сейчас отказаться от значительной части продуктов из пластика, чтобы остановить угрозу планете. Причем постепенно обновление будет касаться все новых направлений в секторе: от отелей, использующих только энергию ветрогенераторов и солнечных батарей, до разработки более экономичных двигателей для самолетов или вообще воздушных судов на возобновляемых источниках энергии.

Туризму в ближайшие годы критически важно обновить свою репутацию — на место тонн не переработанного мусора и нерациональной растраты энергии придут более ответственные решения, позволяющие путешествовать в гармонии с природой, а не уничтожая ее.

Виртуальный мир и живой опыт

Конкурировать с туриндустрией собирается мир виртуальный. Технологические гиганты — разработчики метавселенных — хотят создать эмоциональную экосистему, которая позволит людям отдыхать и работать в онлайн-пространстве. Но в то же время динамика путешествий показывает, что желание путешествовать никуда не исчезло. Люди стремительно возвращаются в свои любимые места. И их совсем не пугают недавние проблемы. Даже в Индии, которая оказалось одной из самых пострадавших от пандемии стран, ожидают восстановления до уровня 30–40% от доковидных бизнес-показателей уже к октябрю этого года. И это при том, что цены за последние годы значительно выросли.

В ближайшее время виртуальный мир не столько заменит живой опыт, сколько дополнит его. Например, станет новой платформой для маркетингового продвижения направлений. Ситуация сегодня схожа с дискуссиями двадцатилетней давности, когда шли споры, повлияет ли доступность изображений онлайн на культовый статус достопримечательностей. Но что мы видим сейчас: в гугл-поиске можно найти всевозможные ракурсы Колизея или Эйфелевой башни, но это не отменяет стремления людей побывать там и сфотографироваться рядом. При этом диджитал-решения делают реальный отдых интереснее.

Новые возможности

Пандемия стала вынужденной, но важной остановкой для туристической индустрии. Люди снова заметили ценность уединения в путешествии вместо толп на одних и тех же локациях. С другой стороны, популярные города тоже решили сбалансировать свою политику привлечения туристов. Венеция, Барселона — европейские туристические лидеры — принимают решения по сокращению туристских потоков ради сохранения культурных ценностей и поддержания жизни самих городов. Одно из следствий этого процесса — потребность в новых местах для путешествий.

Казахстан — одна из тех стран, которая при грамотной политике в сфере туризма, может выиграть от нынешних изменений. Основные центры притяжения в регионе — дикая природа и исторические памятки. Все это предполагает туризм за пределами мегаполисов, что определенно попадает в современные тренды.

Дополнительное преимущество — близость к Китаю. Туристы из этой страны являются одними из основных двигателей индустрии. Уже сейчас официальная статистика показывает, что все больше отдыхающих из Китая едут в горные туры в районах Алматы и Шымкента, интересуются объектами Великого шелкового пути.

Вместе с тем Казахстану еще необходимо работать над узнаваемостью туристического бренда. Современные туристы хотят открывать новое, но при этом стремятся изначально быть уверенными, что отдых пройдет превосходно. Причина проста: у людей все меньше времени на отпуск, а потому не остается права на ошибку. Конкуренция будет только нарастать. Сейчас Казахстан занимает 66 строчку из 117 государств в Рейтинге стран по развитию сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума. При этом развитие инфраструктуры, разработка таких продуктов, как Гранд тур, который объединяет уникальные природные объекты в одну систему — все это важные шаги к повышению позиций страны в мире туризма.

Развитие и возвращение назад

Индустрия туризма требует обновлений и изменений. Это стало еще более понятно после выхода из пандемии. Однако нужно понимать, что развитие не будет резким или революционным — нас ждут постепенные улучшения. Глобально положение дел в отрасли будут определять два вектора-противовеса: стремление вернуться к «как было раньше» (до пандемии) и необходимость совершенствоваться, чтобы это же «как раньше» поддерживать. Будущее наступает плавно, а потому важно не ждать одного переломного момента, а меняться уже сейчас.