Спад в экономике Китая, наметившийся во II квартале, имеет некоторое сходство с японскими «потерянными десятилетиями», но в отличие от Японии проблемы в китайской экономике не являются структурными, считает главный экономист крупного австралийского инвестбанка Macquarie по Китаю Ларри Ху.
Последние макроэкономические данные разочаровали инвесторов, надеявшихся на то, что во II квартале китайская экономика продолжит быстро восстанавливаться после отмены «ковидных» локдаунов в конце прошлого года. В своей записке экономист Macquarie объясняет замедление экономического роста в Китае преждевременным, по его мнению, снижением объемов государственного стимулирования экономики после выхода данных за I квартал, оказавшихся лучше прогнозных.
Поводом для оптимизма автор считает недавнее заявление Госсовета Китая, который 2 июня объявил о планах принять «более целенаправленные и эффективные» меры для восстановления экономики. Эти действия будут сфокусированы на развитии конкуренции, защите прав интеллектуальной собственности и упрощении доступа к рынку. Китай также планирует развивать политику освобождения от налогов на автомобили на новых источниках энергии.
«История подсказывает, что беспокойство по поводу повторения «японского сценария» в Китае спадет, как только восстановление экономики станет более устойчивым. С течением времени экономика Китая вступит в новую восходящую спираль с более сильным спросом», – написал Ху.
Он напомнил, что предыдущие опасения по поводу восстановления китайской экономики в 2012, 2016 и 2019 годах тогда приводили к коррекции рынка во вторых кварталах этих лет, после чего индекс MSCI China начинал расти.
Не все эксперты разделяют оптимизм экономиста Macquarie. В конце мая глава Rockefeller International, бывший главный стратег Morgan Stanley Investment Management по глобальным рынкам Ручир Шарма в своей статье в Financial Times назвал заявления о восстановлении экономики Китая фарсом.
Надежды на возобновление экономического бума были основаны на предпосылке, что после выхода из карантина китайские потребители начнут активно тратить деньги, но отчеты компаний не показывают никаких признаков этого, написал Шарма. По его словам, обычно доходы в корпоративном секторе Китая растут на несколько процентных пунктов быстрее ВВП, но доходы корпораций в I квартале увеличились всего на 1,5%, хотя ВВП, по официальным данным, вырос на 4,5%, отмечает глава Rockefeller International и напоминает, что правительство Китая давно подозревают в подтасовке данных о ВВП.
Также в стране замедляется рост потребительского кредитования. Это происходит на фоне увеличения долговой нагрузки заемщиков – расходы китайских потребителей на обслуживание кредитов за последние 10 лет удвоились и составляют до 30% располагаемого дохода – в три раза выше, чем в США, пишет Шарма.
«С 2008 года экономическая модель Китая основывалась на государственном стимулировании и растущем долге, большая часть которого направлялась на рынки недвижимости, которые стали основным двигателем роста. Модель роста, зависящая от стимулов и долга, всегда была неустойчивой, а теперь выдохлась», – резюмировал он.
Китайский индекс PMI, отражающий динамику закупок в перерабатывающей промышленности Китая, в мае неожиданно снизился до 48,8 пункта с 49,2 в апреле, обновив минимум за пять месяцев, в то время как участники рынка ожидали роста показателя. PMI является опережающим индикатором деловой активности, поскольку менеджеры делают закупки с учетом ожидаемого спроса. Значение индекса ниже отметки в 50 пунктов указывает на сокращение активности в промышленном секторе. Китайский PMI находится ниже этого уровня второй месяц подряд.
В сфере услуг и строительства PMI в мае снизился до 54,5 пункта с 56,4 пункта в апреле. Это самый низкий уровень с января. Показатель, оценивающий оптимизм в промышленности на ближайшее будущее, снизился до минимума за пять месяцев – до 54,1 пункта против 54,7 пункта в прошлом месяце.
Экономика Японии быстро росла в 1970-х и 1980-х годах, но затем пришла в стагнацию, когда в 1989 году лопнул финансовый пузырь, образовавшийся из-за легкодоступных кредитов, и цены на акции и недвижимость резко упали. С тех пор страна находится в экономическом застое и постоянной дефляции. Долгое время Япония была второй по величине экономикой мира, пока Китай не обогнал ее в 2010 году.