Экспорт из Казахстана в Россию в январе – мае 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го вырос в 1,4 раза – с $2,8 млрд до $4 млрд. Товарооборот республики со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в номинальном выражении увеличился на 10,5%. Об этом свидетельствуют данные Бюро нацстатистики.
За первые пять месяцев текущего года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС в денежном выражении составил $11,4 млрд. В общем объеме внешнеторгового оборота Казахстана с ЕАЭС на долю России приходится 91,9%, Кыргызстана – 4,7%, Беларуси – 3,2% и Армении – 0,2%.
Экспорт год к году вырос на 45,3% и составил $4,5 млрд, импорт, наоборот, снизился на 4,2%, до $6,9 млрд. Значительнее всего увеличились объемы экспорта в Армению (в 2,7 раза), в Беларусь (в 2,3 раза) и в Россию (в 1,5 раза). Наибольшую долю в экспорте со странами ЕАЭС занимают машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – 28,9%, продукты химической и связанной с ней отраслей промышленности – 25,4%, а также металлы и изделия из них – 17,7%
Импорт из России незначительно уменьшился – на $340 млн, до $6,5 млрд ($6,8 млрд в январе – мае 2022 года). Импорт также снизился из Беларуси, а вот в Кыргызстан и Армению за первые пять месяцев текущего года Казахстан продал больше товаров, в 1,2 и в 2,4 раза соответственно.
В структуре импорта из стран ЕАЭС преобладают продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары – 20,2%, металлы и изделия из них – 18,8%, машины, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты – 17,5%.
В августе прошлого года стало известно, что за шесть месяцев после начала полномасштабного вторжения России в Украину (февраль 2022-го) поставки высокотехнологичных товаров в федерацию увеличились в разы. Экспорт высокотехнологичной продукции в Россию вырос в 12,2 раза – с $15 млн до $184 млн.
На фоне этого замруководителя администрации президента Тимур Сулейменов в интервью Euractiv сказал, что Казахстан не хотел бы оказаться под действием санкций и намерен расширять сотрудничество с ЕС. Власти РК не раз заявляли о том, что не поддерживают идею серого экспорта санкционных товаров северному соседу. Комитет госдоходов отрицал реэкспорт через РК подсанкционных позиций.
Минторговли США обратило на это внимание и выпустило документ, где был перечислен список стран – перевалочных пунктов, через «которые, как известно, проходят ограниченные или контролируемые экспортные товары, прежде чем они достигают России или Беларуси». В нем 18 государств, в том числе Казахстан и Китай.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель в ноябре выступил за создание транспортных коридоров в Азию в обход России. Он писал в своем блоге, что Россия и Китай продолжают играть важную роль в Средней Азии, но страны этого региона «хотят диверсифицировать свои отношения» и рассматривают ЕС в качестве «предпочтительного партнера».
К концу февраля нынешнего года Европейский союз разработал десятый пакет санкций против России. Были приняты дополнительные меры, затрагивающие банковский сектор, доступ к технологиям двойного назначения и передовым технологиям.
Во время визита в Астану в апреле 2023-го помощница министра финансов США Элизабет Розенберг повторила, что у Казахстана действительно существуют риски столкнуться с ограничениями. Речь идет именно о компьютерных чипах и элементах для интегрированных электронных систем, уточнила тогда она.
В начале мая европейская комиссия выдвинула ряд предложений, основная цель которых – закрытие лазеек по обходу санкций Россией. Одной из важных областей стал механизм, нацеленный на третьи страны, которые помогают России уклоняться от санкций. Он позволяет ввести ограничения на экспорт ключевых товаров, в случае если дипломатическое давление окажется неэффективным. При обсуждении несколько государств-членов ЕС, в том числе Германия, предложили вносить в списки нарушителей не страны целиком, а отдельные компании.
Несмотря на разногласия, в июне вышел 11-й пакет санкций ЕС, запретивший торговлю множеством товаров, которые либо приносят Кремлю доход, либо используются для вторжения в Украину. Reuters уточнял, что в пакете будет поставлен запрет для нефтяных танкеров на разгрузку в открытом море или на пребывание в порты с отключенными GPS-трекерами. Новая норма должна помешать торговле нефтью в обход санкций.