Новости

Великобритания завершила 10-летнее расследование в отношении компании, поглощенной ERG

Великобритания завершила расследование в отношении ERG. Фото: Shutterstock

Бюро Великобритании по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO) закрыло дело против казахстанской горнодобывающей корпорации Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC), которая прекратила свое существование в 2013 году и вошла в состав Eurasian Resources Group (ERG) без предъявления обвинений. Об этом сообщили в ERG. Десять лет назад в отношении ENRC начали расследование по подозрению в мошенничестве и коррупции.

«Мы провели комплексное расследование, охватывающее несколько юрисдикций. (…) В августе 2023 года мы пришли к выводу, что у нас недостаточно допустимых доказательств для судебного преследования и закрыли дело», – уточнили в SFO.

Публикация на сайте британского ведомства вышла 24 августа, первым на нее обратило внимание издание The Guardian. ERG сообщила о прекращении дела только в понедельник, 28 августа.

Представитель компании отметил, что «SFO наконец завершило расследование и не предпринимает более каких-либо шагов в связи с данным вопросом». Обвинений против группы или ее должностных лиц по итогам расследования выдвинуто не было.

The Guardian пишет, что решение о прекращении многочисленных громких расследований, в том числе в отношении ENRC, было принято на фоне планируемого ухода директора SFO Лизы Ософски, которая занимала эту должность с сентября 2018 года. На этом посту ее сменит экс-начальник лондонской полиции Ник Эфгрейв.

Старший научный сотрудник по правовым вопросам группы по борьбе с коррупцией Spotlight on Corruption Хелен Тейлор говорила, что гражданское разбирательство ENRC с SFO могло поспособствовать решению последнего о закрытии дела.

«SFO следует уточнить, сыграли ли роль в этом решении многочисленные судебные иски, с которыми агентство и его сотрудники столкнулись со стороны ENRC. Ранее высказывались опасения, что судебный процесс вокруг этого расследования лишит возможности тех, кто пострадал от предполагаемой коррупции, быть услышанными в суде», – сказала она. В свою очередь, источник в SFO сообщил The Guardian, что судебный процесс никак не повлиял на решение.

Расследование SFO против ENRC

Расследование против ENRC по подозрению в даче взяток компанией и связанными с ней лицами для обеспечения доступа к прибыльным контрактам на добычу полезных ископаемых в Демократической Республике Конго с 2009 по 2012 год было начато в апреле 2013 года. В те годы ENRC входила в индекс FTSE 100 (ведущий индекс Лондонской фондовой биржи).

После начала расследования Eurasian Resources Group (ERG) выкупила корпорацию ENRC и вывела ее из статуса публичной компании, учредив для управления активами «Евразийскую группу». В ноябре 2013 года был осуществлен делистинг ENRC с LSE, а в декабре – с KASE. Основателями ENRC были бизнесмены Александр Машкевич, Алиджан Ибрагимов и Патох Шодиев, а также правительство Казахстана (на конец 2013-го им принадлежало 53,88% акций ENRC). На момент ухода с бирж рыночная капитализация компании составляла 3 млрд фунтов стерлингов.

До начала расследования SFO компания проводила собственное разбирательство, которое было поручено юридической фирмой Dechert. Были найдены доказательства коррупции, незаконного присвоения $35 млн и уничтожения документов с целью скрыть преступления. Но SFO не смогла доказать эти обвинения на протяжении нескольких лет. В 2017 году судья Верховного суда Великобритании постановила, чтобы ENRC передала все документы, полученные от Dechert, но постановление отменил апелляционный суд после обжалования решения. SFO опротестовывать апелляционное решение не стало. Эксперты посчитали это признанием SFO, что подход, который они отстаивали ранее, был ошибочным».

Иски фирмы против SFO, бывших сотрудников, журналистов и казахстанских чиновников

После этого ENRC не раз подавала гражданские иски в рамках борьбы против обвинений в коррупции. Она судилась с юристом, SFO, бывшим подрядчиком и экс-премьером Казахстана Акежаном Кажегельдиным.

В 2019 году горнодобывающая компания потребовала от SFO возместить судебные издержки, возникшие в связи с затянувшимся рассмотрением дела. Утверждалось, что «Бюро неправильно провело расследование и злоупотребляло служебным положением». Сумма иска составила $93 млн (около 70 млн фунтов стерлингов). Также был подан иск против бывшего сотрудника компании, юриста Нила Джеррарда на сумму 100 млн фунтов стерлингов за то, что тот, выйдя на пенсию, предоставлял SFO информацию о компании, чтобы усилить расследование и увеличить гонорары. В казахстанской горнодобывающей компании посчитали, что стороны вступили в сговор.

SFO было частично оправдано, в то же время судья раскритиковал отдельные аспекты деятельности SFO. Также компания заявляла, что SFO и Нил Джеррард должны выплатить пострадавшей стороне в качестве компенсации 70 и 100 млн фунтов соответственно.

В 2021 году ENRC подавала иск против следователя Джона Гибсона, который вел дело против компании. В корпорации утверждали, что Гибсон «тайно передавал журналистам материалы следствия в ущерб компании», «чтобы сформировать о ней ложное представление и обосновать получение дальнейшего финансирования от правительства для расследования дела». Однако в SFO отрицали эти обвинения.

Также ENRC судилась с автором книги «Клептопия: Как «грязные деньги» завоевывают мир» (Kleptopia: How Dirty Money Is Conquering the World), журналистом-расследователем Financial Times Томом Берджесом и с опубликовавшим произведение издательским домом HarperCollins, обвинив их в клевете. Фирма не согласилась с утверждениями о том, что «казахстанская горнодобывающая компания прибегла к даче взяток при покупке месторождений в Африке».

Издание Economist в обзоре книги отмечало, что «ENRC представляет собой предприятие, наполовину принадлежащее правительству Казахстана и основанное тремя выходцами из Центральной Азии, которые приобрели бывшие советские заводы по низким ценам и быстро стали миллиардерами».

Также компания подавала в суд на бывшего премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина за передачу конфиденциальной информации о корпорации третьим лицам. Группа требовала раскрыть содержание переписки Кажегельдина с Google. Судья тогда сказала, что для раскрытия переписки имеется недостаточно оснований.

Активы компании и претензии Конго

Eurasian Resources Group (ERG) – ведущая диверсифицированная группа в сфере добычи и переработки природных ресурсов со штаб-квартирой в Люксембурге. Представлена в 16 странах мира на четырех континентах. Первый актив был приобретен акционерами компании в 1994 году. В Казахстане владеет «Казхромом», Соколовско-Сарбайским горно-обогатительным производственным объединением (ССГПО), «Алюминий Казахстана», Казахстанским электролизным заводом (КЭЗ), Евроазиатской энергетической корпорацией (ЕЭК), «Шубарколь Комир», «ТрансКомом», «3-Энергоорталык» и ERG Service.

В Африке ERG добывает и обрабатывает медную и кобальтовую руду и производит медный концентрат и гидроксид кобальта. Также у компании есть проекты по выпуску энергетического угля, марганца, платины, бокситов и флюорита в Южно-Африканской республике, Зимбабве, Мали и Мозамбике. В Бразилии ERG продолжает развивать проект Pedra de Ferro, интегрированный комплекс по добыче железной руды на руднике Pedra de Ferro, глубоководного морского порта Porto Sul и участка новой трансконтинентальной железной дороги FIOL.

Конечными владельцами ERG являются министерство финансов – 40%, Александр Машкевич и семья Ибрагимовых – по 20,7%, Патох Шодиев – 18,6%. Александр Машкевич, Патох Шодиев и семья ныне покойного Алиджана Ибрагимова (супруга Мукадасхан Ибрагимова и четыре сына (Достан, Даврон, Шухрат и Фурхат) стали первыми долларовыми миллиардерами по версии Forbes в Казахстане в 2005 году с капиталом в $1 млрд на каждого. Позднее Александр Машкевич и Патох Шодиев сменили гражданство с казахстанского на израильское и бельгийское соответственно.

Председатель совета директоров и крупный акционер ERG Александр Машкевич в рейтинге Forbes в прошлом году занимал пятое место среди самых влиятельных бизнесменов Казахстана и шестое – среди богатейших израильтян. Его состояние составляет $3,7 млрд. 

В ближайшие пять лет ERG планирует инвестировать в Казахстане около $6,5 млрд, что более чем в два раза больше, чем за предыдущую пятилетку. Значительная часть инвестиций придется на «Казхром», где планируется увеличить объемы производства до 2,1 млн тонн к 2025 году по сравнению с текущими 1,7 млн тонн в год. Также планируется увеличить производство спецкокса в «Шубарколь Комир» до 690 тыс. тонн или более чем втрое. «Алюминий Казахстана» займется развитием новых карьеров, чтобы обеспечить производство глинозема на уровне 1,5 млн тонн в год.

На прошлой неделе Bloomberg писал, что Демократическая Республика Конго хочет вернуть контроль над медными и кобальтовыми месторождениями, материалы из которых используются в производстве электромобилей. Некоторые из этих активов принадлежат ERG. Власти страны утверждали, что ERG «слишком медленно развивает месторождения», поэтому государственная горнодобывающая компания Gecamines захотела взять часть проектов в свои руки.

Gecamines уже пыталась взять под контроль один из неразвитых медных и кобальтовых активов ERG. В феврале Gecamines сообщила дочерней компании ERG Africo Resources DRC Sarl, что она аннулирует свое совместное предприятие Swanmines, и потребовала вернуть разрешение на концессию в Калукунди из-за отсутствия развития. Однако ERG Africo оспаривает это решение в арбитражном суде Международной торговой палаты.

У ERG в ДРК есть десятки разрешений на добычу и разведку в Конго, а также несколько арендуемых хвостохранилищ, где может храниться более 2,5 млн тонн меди и почти 230 тыс. тонн кобальта. Многие сделки по добыче полезных ископаемых в Конго были заключены более 10 лет назад, когда страна пыталась обеспечить финансирование после многолетней войны. Сейчас государство добивается лучших условий. ERG сообщала Bloomberg, что планирует инвестировать $2 млрд в Конго до 2025 года.