Истории

В прокат вышел фильм о спецназовцах Национальной гвардии Burkit: как все происходило на премьере и нужно ли смотреть это кино

Фото: кадр из фильма

Со 2 ноября во всех кинотеатрах Казахстана можно увидеть дебютную работу Данияра Ибрагимова Burkit, рассказывающую о бойцах подразделения специального назначения Национальной гвардии под названием «Бүркіт». За показанный в фильме экшн и образ сильных, выносливых мужчин на большом экране всей команде можно выдать «краповый берет» — высшую степень признания для спецназовца, жаль только за сценарий картины и режиссуру мы выдать такой же не можем. «Курсив» оценил новый проект строго, но со всей справедливостью, ведь именно так, судя по ленте, и полагается в военной среде.

Как спецназовцы устраивают свои кинопремьеры

Презентация одного из самых долгожданных патриотических проектов состоялась в KINOPARK 11 IMAX Esentai, впервые на премьере было много военных и представителей МВД от самых высших чинов до рядовых. Последние встречали старших по званию, как и полагается по протоколу, отдавая им честь. Тем временем в фойе была приготовлена специальная показательная программа: одни бойцы отряда «Бүркіт», демонстрировали гостям, как разбирать и собирать оружие, например автомат Калашникова, а другие, облаченные во все свое обмундирование, фотографировались со всеми желающими. Таких было несколько сотен, ведь увидеть этих ребят в абсолютно безопасной обстановке, когда ничего никому не угрожает и запросто сфотографироваться с ними, это, как минимум, необычно. Тем более, в наши неспокойные времена, когда мы знаем, что сейчас происходит в «горячих точках» по всему миру. Благо, люди в форме и с оружием не вызывают в нас приступ тревоги и паническую атаку. Наоборот, если наши спецназовцы и «краповые береты» такие же, как в фильме, — крепкие, выносливые, не пасующие перед трудностями, у зрителя хотя бы на время возникает ощущение безопасности — есть кому защитить.

Любопытная деталь — в главном зале, где сидели самые важные гости, большинство мест были подписаны: фамилии, имена, отчества, кто, как и где будет сидеть — дисциплина и субординация силовых структур перекочевала и на гражданку. Один лишь этот штрих выдает весь груз ответственности, который ложится на плечи режиссера-дебютанта, взявшегося за сложнейший жанр — патриотический экшн, снятый в тесном сотрудничестве с госорганами. Для Данияра Ибрагимова это уже третий милитари-проект. Но прежде чем пересесть в режиссерское кресло, он спродюсировал две успешные отечественные ленты — это первый заметный военный боевик «Шестой пост» Серикбола Утепбергенова с Санжаром Сулейменом в главной роли и неидеальную, но чем-то цепляющую драму «Казбат» Аскара Узабаева, где снялся Даурен Сергазин (его можно увидеть и здесь). На этот раз продюсером стал полковник в отставке Камал Жаксылыков, в прошлом командир алматинского «Беркута». Бывший спецназовец выступил здесь еще и экспертом — он следил за тем, чтобы все выглядело в кадре максимально правдоподобно, причем, это уже 17-ая киноплощадка, где он работал консультантом. Ранее он помогал делать «Ликвидатор» Акана Сатаева, «Кто вы, господин Ка?» Хуата Ахметова и другие работы.

Прежде чем приступить к полной рецензии и разбору картины (будут спойлеры), заметим интересную вещь — оказывается, режиссер Данияр Ибрагимов сам похож на одного из своих героев. По сюжету его боец, с позывным «Туман», три раза пытался взять главную награду — «краповый берет», а он ему не давался. Данияр тоже организовал и довел до конца очень сложные съемки, с участием настоящего спецназа, с использованием военной техники, сил авиации и более двухсот действующих военнослужащих Национальной гвардии. Он сделал все, но все же одно задание он не прошел на высший балл — оно называется «испытание драматургией». Экшн здесь затмевает историю, а такого все же быть не должно. Что ж, если упорствовать и трудиться, то и эта высота однажды сдастся.

О чем картина

Фильм «Бүркіт» рассказывает о буднях одноименного подразделения специального назначения Национальной гвардии, в центре сюжета три друга и напарника — это
Айбын с позывным «Феникс» (Санжар Мади), Руслан, он же «Туман» (Даурен Сергазин) и Кайсар по прозвищу «Ромео» (Асылхан Толепов). Мужчины работают в так называемой спецназовской «тройке», где у каждого человека свои функции, они зависят друг от друга самым прямым образом, ведь от умений, опыта и смелости каждого из них зависит, как закончится для них та или иная операция. Выйдут ли они оттуда живыми и невредимыми, или их вынесут ранеными или, не дай Бог, погибшими.

кадр из фильма

Днями и ночами «Беркуты» работают — ликвидируют преступные группы, участвуют в особо опасных операциях и оттачивают свои профессиональные умения. Иногда (кажется, это происходит раз в год) у спецназовцев есть возможность войти в суперлигу и бойцовскую элиту — сдать на «краповый берет». Заслужить его могут только лучшие из лучших. Человек, который сумел получить краповый берет, выдержал сложнейшие физические испытания: многочасовые и многокилометровые марш-броски в любую погоду и по любой, даже самой сложной местности. Он не сдался, выполняя нормативы по огневой, тактической, физической подготовке: бежал с «раненым» товарищем на плечах (это одно из заданий), преодолевал любые преграды, будь то бурная река или горная гряда, передвигался по-пластунски в грязи, рыл экстренно окопы, а в завершении прошел рукопашный бой, как минимум, с тремя соперниками, один из которых обладатель берета заветного цвета. Как правило, подавляющая часть претендентов отсеивается на разных этапах, обидно, если на последнем. Неудивительно, почему мужчины принимают и целуют свой краповый берет с таким пиететом, ведь в нем смешалось все: кровь, боль, пот и исключительная человеческая сила воли.

По сюжету, единственным, кто смог выполнить все задания стал Айбын, он же «Феникс» (герой Санжара Мади), остальные это задание провалили, у кого-то судороги свело мышцы, кто-то упал во время марш-броска, кто-то не вынес трехминутных спаррингов, а кому-то просто не повезло. У «Ромео» (Асылхан Толепов) все еще впереди — ведь он самый молодой, а у «Тумана» не получается уже в третий раз, из-за чего герой Даурена Сергазина рискует впасть в депрессию и игровую зависимость — целыми днями он теперь сидит в казино. Пока спецназовцы меряются беретами, преступники, тем временем, не дремлют — одна преступная группировка, занимающаяся наркотиками, совсем обнаглела — они ведут сделки в своем игровом заведении, убивают там безнаказанно людей, и даже открывают огонь по полиции и спецназу. Однажды эти две линии пересекутся. А теперь, чтобы разобрать сюжет, мы будем нещадно спойлерить.

Внимание! В дальнейшем тексте спойлеры!

Одна из главных ошибок сценарной группы фильма «Бүркіт» (да и всех других казахстанских картин, которые работают в том же поле) является неубедительное изображение зла, против которого борются бойцы наших силовых структур. Некоторые повороты выглядят элементами других жанров — комедии и даже фантастики. Да, здесь есть правдоподобные персонажи — это герои Марата Амираева и Жандоса Айбасова, обеспечивающие этой работе необходимый брутал, но есть и их совершенно нелепые коллеги — речь о героине Асель Сагатовой и глухонемом герое Галымжана Молданазара. Обоих, кажется, задумали для юмора. Иногда это срабатывает — например, сцена, где переводчица языка жестов пытается адаптировать сказанное преступником на язык допроса, правда, хороша. Иногда это совсем не работает. Благодаря гриму Молданазара (музыкант тут с обесцвеченными волосами), он здесь больше похож на жертву алматинских парикмахеров, чем на опасного преступника. Разве не первая задача казахстанского злодея быть незаметным и не привлекающим внимания ни правоохранительных органов, ни стилистов? Даже жаль, что такой талантливый музыкант, написавший много отличной музыки, в том числе, прозвучавшей в кино, пал жертвой сценаристов и гримеров, но то с каким обаянием и природной харизмой он пытался совладать с ролью, заслуживает уважения.

кадр из фильма

Но это все мелочи, по сравнению с главным — проблема в том, что все наши экранные злодеи обычно выписаны из голливудских, корейских, гонконгских или каких-то других иностранных фильмов, в то время как образ «родного» казахстанского зла мы даже и не знаем — он не отображается ни в СМИ, ни в соцсетях, ни в кухонных разговорах, ни в каком коллективном бессознательном. Кто у нас за главных злодеев кроме коррупционеров? Чего они хотят, как живут, выглядят? Нам это неизвестно. Но если уж эта информация недоступна или слишком скучна для кино, казахстанского злодея для экранов надо изобрести — однозначно это должен быть жесткий, матерый, коварный, хитрый и очень опасный персонаж, но при этом наш человек, с нашими легко узнаваемыми приметами. Фантазировать здесь можно как угодно, главное, держаться реалий.

С другой стороны, сейчас даже у крутых голивудских франшиз проблемы со злодеями — они кроме фашистов и террористов, мечтающих о планетарном всемогуществе, ничего придумать не могут. Но вернемся к «Бүркіт».

Какая история здесь главная и почему кажется, что нет, как минимум, трети фильма

Вторая проблема картины — это то, что в ней сразу несколько историй и ни одна не захватывает так глубоко, чтобы эта лента стала чем-то большим, чем складный экшн. Тут сразу три линии: во-первых, это история о том, как трудно достается краповый берет, во-вторых, это история настоящей мужской дружбы, в-третьих, это история о том, как силами спецназовцев обезвреживают криминальную группировку. Романтическую линию за отдельную считать не будем. С первой частью «боевого задания» сценаристы фильма «Бүркіт» справляются довольно неплохо — история спецназовца «Тумана», который долго мечтал о берете и наконец его добился, рассказана довольно внятно и цельно. Только вот слишком уж просто. Герой не выглядит человеком, который преодолел себя, трансформировался и стал другим, как это требуют сценарные учебники, для этого драматурги не заложили ему почти никаких трудностей, кроме физических и совсем немного трений с близкими людьми.

кадр из фильма

Вторая линия о мужской дружбе, которую авторы показывают, но все же довольно поверхностно. А ведь это такая благодатная тема и посмотреть историю про боевое братство, которая романтизировала бы эту тему и задевала бы самые тонкие струны души, было бы очень интересно. Тут есть некоторые удачные элементы, например, сцена где герой Санжара Мади «убивает» на ринге героя Сергазина, но все же такому интимному и глубокому чувству как дружба все же надо было уделить больше времени. К тому же , экранное время распределено между героями неравномерно — самый обделенный это «Ромео», который буквально появляется в кадре лишь для того, чтобы сказать, что женится, а потом попасть в больницу.

И наконец, третья история, связанная с криминалом, она самая сырая. В ней есть сценарные недоработки, например, один из подозреваемых открыл огонь по полиции, из-за него перевернулась и сгорела новая машина, устроено массовое ДТП, погиб человек, виновник ведет себя вызывающе, хамит на допросах, а его отпускают (окей, в нашей жизни такое может быть, но если полиция «закрыла глаза», то тут должно быть объяснено хотя бы почему). Предположим, полиция выпустила преступника, чтобы выйти на кого покрупнее, но неужели он такой примитивный, что как только вышел из камеры предварительного заключения, сразу же отправился в основное логово и «сдал» таким образом всех? Или герой Азамат Сатыбалды — он полицейский, который в доверительной беседе друзьям-спецназовцам сообщает о сверхсекретной операции. А что так можно было? А государственные секреты?

Романтическая линия вписана в «Бүркіт» неплохо, но при желании и ее можно было углубить, ведь женщины, которые состоят в браке или романтических отношениях с мужчинами, служащими в спецназе, достойны большего признания. Гульназ Жоланова — исполнительница роли невесты Руслана (герой Сергазина) сыграла хорошо — плакала, укоряла, игнорировала, прощала, и заново влюблялась, все как обычная казахская женщина.

И наконец, вечное — зрителю отчаянно не хватает информации об основных героях — почему биография «Тумана» тоже туманная? Например, по какой причине в итоге он пропал на год и ничего не сообщил своей девушке, это у него была тоже работа или все же эта операция называлась «холостяк»? Что это за люди — Руслан, Айбын, Кайсар? Что мы о них знаем, кроме того, что они смелые мужчины, которые отлично переносят физические нагрузки, умеют терпеть и не сдаваться? Смонтировано все довольно понятно, но из-за того, что автор не дает времени раскрыться на полную силу ни одной из трех тем, выглядит несколько поверхностно.

Почему актерам и режиссеру вручили настоящие медали от спецназа

Стоит отдельно отметить актерские работы — Даурен Сергазин, который уже не первый раз выступает в героической роли (до этого была его самая яркая роль в «Казбате) и здесь очень хорош. Если бы ему добавили сцен, где бы он мог проявить свою драматургическую глубину, то было бы еще лучше. Санжар Мади в очередной раз убедил, что брутальные роли его раскрывают по-новому — когда-то он играл бойца ММА в драме «Бой Атбая» Ержанова, теперь играет обладателя «карпового берета». При этом, таланты Асылхана Толепова могли бы быть раскрыты больше, но ему не дали экранного времени. Это обидно, в нем есть довольно редкое для актера сочетание — бойцовский дух, смелость и при этом какая-то беззащитность в лице, на этом можно было построить немало интересных сцен. Из «бандитов» выделим Жандоса Айбасова, удивительно как ему подходят отрицательные роли — людоед из триллера «Три», а теперь один из «оборотней» в преступной группировке.

BURKIT | Трейлер | В кино с 2 ноября

Интересно, что инструкторы, которые готовят актеров — учат драться, держать оружие, сдавать все нормативы наравне с реальными спецназовцами, хвалят их всех. Говорят, что из них получились бы отличные бойцы — во время заданий они не ноют, не нежничают, как порой это делают неспортивные и невоенные люди, а исправно трудятся. Не зря элита национальной гвардии наградила режиссера и ребят, сыгравших спецназовцев, они проходили самую живописную и трудную часть трассы в полном объеме. Причем, во всем обмундировании (около 25 килограммов) и в труднопроходимых местах — в Алматинской области, в горах Иссыкского озера, на реке Или. За красоту показанных мест отвечал Азамат Дулатов.

В заключение лишь добавим, что совсем недавно выходила похожая картина — «Время патриотов» Серикбола Утепбергенова, только его курировало Министерство обороны РК. Если учесть, что спецназовских подразделений у нас в стране много, у каждого силового ведомства свое и не одно, то тема неисчерпаема. Технически снимать военно-патриотические фильмы мы научились, осталось главное — освоить драматургию на нужном уровне. Тогда в армию и спецназ захочется бежать всем зрителям, посмотревшим это кино. Но у дебютанта Данияра Ибрагимова все впереди — во всяком случае, свой любимый стиль и жанр он уже определил. Картину обязательно нужно поддержать в прокате — не так часто спецназовцы становятся героями наших фильмов, а ведь опасная у них работа — родину защищать.