Технико-экономическое обоснование (ТЭО) по проекту строительства ТЭЦ-3 (Теплоэлектроцентраль) центра Абайской области — города Семей будет подготовлено до конца текущего года, сообщили «Курсиву» в министерстве энергетики.
«Проект «Строительство ТЭЦ-3 в городе Семей» в настоящее время находится на стадии разработки ТЭО. В этой связи сметная стоимость проекта, а также его технические параметры пока неизвестны. Срок завершения разработки ТЭО с получением заключения Госэкспертизы – декабрь 2023 года», — говорится в ответе на запрос «Курсива».
Ранее в «Самрук-Энерго» («дочка» «Самрук-Казыны»), ведущей разработку ТЭО, сообщали, что ТЭЦ-3, по предварительным расчетам акимата Абайской области, должна иметь следующие показатели: 320 МВт электрической мощности и 1200 Гкал/ч тепловой. Компания ведет разработку ТЭО по поручению «Самрук-Казыны». По данным акимата, потенциал существующей системы теплоснабжения в правобережной части города практически исчерпан, поэтому городу необходим новый источник тепла.
В Минэнерго подтвердили, что проект строительства ТЭЦ-2 в городе Усть-Каменогорск рассматривается на твердом топливе (уголь) на левом берегу реки Иртыш. Все тепло планируется передавать по тепломагистралям через Иртыш в правобережную часть центра Восточно-Казахстанской области. Разработку ТЭО по данной ТЭЦ планируется осуществить в 2024 году.
Что касается проекта строительства ТЭЦ в Кокшетау (центр Акмолинской области), то ТЭО проекта находится на госэкспертизе. По ТЭО предусматривались следующие технические показатели электростанции: электрическая мощность – 240 МВт, тепловая мощность – 520 Гкал/час. В Минэнерго уточнили, что с учетом дальнейшей газификации города, предусмотрена установка многотопливных пылеугольных котлов с возможностью перевода на природный газ.
«Рассматривается возможность строительства на базе угольной генерации ТЭЦ в городах Кокшетау, Семей и Усть-Каменогорск. Реализация данных проектов вызывает некоторые трудности, учитывая отказ международных финансовых институтов участвовать в создании угольной генерации. В настоящее время, в соответствии с достигнутыми договоренностями, Министерством энергетики РК подписан меморандум с российскими партнерами в лице «Интер РАО — Экспорт» для осуществления вышеназванных проектов», — отметили в ведомстве.
Там напомнили, что два прошедших в этом году тендера на строительство ТЭЦ в Кокшетау (с 4 по 31 января и с 13 февраля по 15 марта) были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Российские компании примут участие в строительстве трех ТЭЦ в Казахстане, сообщил 9 ноября вице-премьер РК Серик Жумангарин. Соглашение по проектам строительства ТЭЦ в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске подписали в Акорде в рамках визита в Астану президента РФ Владимира Путина главы министерств энергетики Казахстана и России Алмасадам Саткалиев и Николай Шульгинов. Позднее сообщалось, что три станции построит российское «Интер РАО».
Первый вице-премьер Роман Скляр пояснил журналистам после подписания, что соответствующие структуры приступят к строительству ТЭЦ в Кокшетау уже в 2024 году. Он отметил, что все казахстанские ТЭЦ имеют схожее оборудование.
В Кокшетау хотят построить ТЭЦ с электрической мощностью 240 МВт и тепловой мощностью 520 Гкал/час. Общая стоимость строительства – 239,4 млрд тенге, из которых не менее 71,9 млрд тенге должен был вложить инвестор. Ее планировали сдать в эксплуатацию в 2027 году. Минэнерго дважды объявляло тендер на строительство ТЭЦ в Кокшетау, однако ни один потенциальный инвестор так и не подал заявку. При этом 14 ноября в Минэнерго сообщили о том, что стоимость ТЭЦ в этом городе подорожает сразу до 389 млрд тенге (с НДС), что на 62,5% больше первоначальной стоимости. Вместе с тем, позднее в ведомстве аннулировали любые цифровые параметры по данной станции.
На модернизацию энергоблоков Экибастузской ГРЭС-2 может быть привлечено финансирование российских госкорпораций с их технологическим сопровождением, а также средства из ЕНПФ, сообщил ранее «Курсиву» руководитель проектного офиса компании «Самрук-Энерго» Ансар Айдаров.
«Да, есть интерес со стороны России… Там есть финансирование, причем субсидированное финансирование. Различные технологические госкорпорации готовы предоставить технологические решения и финансирование и компетенции ЕРС (по ЕРС-контракту подрядчик берет на себя ответственность за проектирование, закупку, строительство объекта и ввод его в эксплуатацию. – «Курсив»)», – сказал он «Курсиву».
Айдаров не назвал конкретные госкорпорации, которые проявляют интерес к казахстанским проектам, однако сообщил, что переговоры еще продолжаются. Последние могут завершиться до конца года, предположил он.
«Мы ведем переговоры с Россией как раз-таки через ЕАБР (Евразийский банк развития. – «Курсив»)», – сказал представитель «Самрук-Энерго».
По его словам, финансирование может быть предоставлено как в рублях, так и в тенге. Казахстанская компания также будет софинансировать данные проекты на 20–30% от их стоимости, в то время как оставшаяся часть будет закрыта за счет займов. При этом он исключил возможность вхождения российской стороны в капитал своих энергетических «дочек», ограничив партнерство лишь финансированием и предоставлением технологий.
Источник, близкий к ЕАБР, подтвердил «Курсиву», что переговоры по данному вопросу действительно идут. Однако в самом ЕАБР «Курсиву» не подтвердили и не опровергли факт переговоров, отметив, что «не могут официально комментировать вопрос». Россия остается крупнейшим акционером ЕАБР – 44,79% (ранее 65,98%). Другими акционерами являются: Казахстан — 37,29%, Армения — 4,23%, Кыргызстан — 4,23%, Беларусь — 5,21%, Таджикистан — 4,26%.
«Самрук-Энерго» нужны средства на 10–20 лет в зависимости от условий их предоставления. Деньги требуются, в частности, на модернизацию энергоблоков №3 и №4 Экибастузской ГРЭС-2 совокупной мощностью около 1,2 ГВт. Конкретную стоимость ожидается объявить после окончания расчетов.
Другим проектом является строительство Экибастузской ГРЭС-3. Ранее в Минэнерго заявляли о планах построить Экибастузскую ГРЭС-3 на угле мощностью 1,2 ГВт. Представитель «Самрук-Энерго» сообщил, что теперь речь идет о мощности станции в 1,3 ГВт.
«По ГРЭС-3 тоже ведем работу. Начинаем разработку предТЭО, чтобы определить, где ее точно разместить. Или на Экибастузском энергоузле, или же мы рассмотрим площадку ближе к южной зоне… Ближе к югу, ближе к Балхашу рассматривали площадку. С Adani Group тоже работу вели», – сказал Айдаров.
Общая мощность планируемых проектов компании на угле составляет 3 ГВт. Глава Минэнерго Болат Акчулаков и управляющий директор по стратегии и управлению активами холдинга «Самрук-Казына» Ернат Бердигулов сообщали, что Adani Group планировала построить в Казахстане одну крупную угольную станцию мощностью 1 ГВт и возобновляемые источники такой же мощностью. В целом же госхолдинг планировал реализовать портфель энергетических проектов более чем на 10 ГВт, включая станции на угле и атоме. Представители индийской группы неоднократно приезжали в Казахстан, осмотрев предложенные им локации под строительство станций.
По словам представителя «Самрук-Энерго», индийский конгломерат сохраняет интерес к строительству угольной станции в Казахстане, однако хочет хорошо заработать на своих вложениях.
«Они (Adani Group. – «Курсив») сохраняют интерес, но у них очень высокие требования к инвестициям: норме доходности капитала. Кроме этого, это условия по финансированию. Еще работу ведем», – сказал Айдаров, не раскрывая, какая маржинальность интересует Adani Group.
Еще одним источником финансирования могут стать средства ЕНПФ. Для этого станции должны получить одобрение правительства на тарифы, позволяющие покрыть не только себестоимость, но и дать небольшую маржу, которая должна привлечь инвесторов к угольным станциям.
«Мы сейчас разговариваем с правительством касательно возможности привлечения средств ЕНПФ. Энергетика – очень хорошее направление. Оно имеет госрегулирование, чтобы смотреть с точки зрения контроля тарифа, с точки зрения контроля прибыльности вложенных пенсионных средств. Оно само может смотреть, под какой процент должны работать деньги и тем самым сразу зеркально, к примеру, закладывать его в тариф на электроэнергию», – сказал Айдаров.
На участие в модернизации энергоблоков №3 и №4 Экибастузской ГРЭС-2 претендовала китайская компания CMEC. Традиционно в СМИ сообщается, что Китай финансирует строительство угольных станций за пределами КНР, однако фактически речь идет лишь о финансировании модернизации существующих станций.
«Мы провели несколько раундов переговоров с китайскими банками, но, к сожалению, учитывая запрет на финансирование, сегодня предлагаемые условия не особо приемлемы…. CMEC – да, предлагали сотрудничество. Мы дальше еще рассматриваем работу с ними. Они могут сейчас оказать только два вида работ – это инжиниринг и поставка оборудования. Два важных для нас аспекта – это строительство и финансирование», – сказал представитель «Самрук-Энерго».
До конца текущего года «Самрук-Энерго» планирует запустить энергоблок №1 на Экибастузской ГРЭС-1. Таким образом, станция выйдет на проектные 4 ГВт.
Помимо этого, в Казахстане планируется запуск ТЭЦ в Семее и Кокшетау, однако эти проекты будут осуществляться без «Самрук-Энерго», исключая лишь тот факт, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) станции в Семее делается именно этой компанией. После того как ТЭО будет готово решение по строительству, ТЭЦ будут принимать министерство энергетики и областной акимат.
В апреле председатель правления «Самрук-Энерго» Серик Тютебаев сообщил, что дефицит электрической мощности превысит к 2029 году 3 ГВт. Запуск нескольких энергоблоков на угле позволит компенсировать потери по поставкам угля, которые должны были произойти на фоне перевода ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы на газ. «Самрук-Энерго» владеет угледобывающей компанией «Богатырь Комир», поставляющей топливо практически на все ТЭЦ и ГРЭС страны. В третьем квартале планировалось запустить на полную мощность циклично-поточную технологию добычи и транспортировки угля на крупнейшем угольном разрезе «Богатырь», которая находилась в опытно-промышленной эксплуатации.
На реализацию проекта компанией был привлечен заем в виде кредитной линии от Евразийского банка развития в размере 196 млн евро со сроком погашения 22 февраля 2029 года. Проект должен позволить увеличить производство угля на «Богатыре» с 32 до 40 млн тонн в год, то есть более трети угля в стране будет добываться на этом разрезе. Казахстан увеличил по итогам 2022 добычу угля до 113,9 млн тонн, что на 1,9% больше, чем в 2021 году.