Плюс на минус — как считать налогооблагаемую базу инвестора

Опубликовано (обновлено )
Редактор отдела "Финансы"

Усилия организованной общественности, отстаивающей интересы частных игроков, вкладывающих деньги в инструменты фондового рынка, могут быть вознаграждены в 2024 году. Налогооблагаемая база может снизиться, если соответствующие поправки впишут в новый Налоговый кодекс. Справедливое решение вопроса важно в контексте скорого введения в стране всеобщего декларирования, в рамках которого граждан обяжут подтверждать все свои доходы и уплачивать с них все причитающиеся налоги. 

фото: shutterstock

Усилия организованной общественности, отстаивающей интересы частных игроков, вкладывающих деньги в инструменты фондового рынка, могут быть вознаграждены в рамках принятия нового Налогового кодекса в 2024 году. Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) на протяжении вот уже четырех лет ратует за справедливое налогообложение инвесторов в акции и облигации, которое бы учитывало не только заработанную людьми прибыль от торговли бумагами, но и понесенные убытки. Под занавес 2023 года с похожей идеей выступили уже парламентарии, инициировавшие соответствующие запросы руководителям профильных ведомств. В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) «Курсиву» рассказали, что данные предложения несколько лет обсуждались с госорганами, отвечаю­щими за налоговую политику, и были отражены в Комплексном плане мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023–2025 годы. Как сообщил «Курсиву» соучредитель и исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев, между предложениями депутатов и позицией QAMS нет принципиальных различий. «Мы будем рады, если голоса индивидуальных инвесторов услышат в парламенте», – отметил он.  

С заботой об избирателях

Депутатский запрос «касательно внесения изменений в Налоговый кодекс в части обложения доходов от операций с ценными бумагами» зарегистрирован в базе мажилиса 17 ноября 2023 года. Инициатор обращения – Ерлан Стамбеков (избран в марте прошлого года по одномандатному округу в Алматы), в качестве соавторов запроса указаны Руслан Берденов (партия Respublica) и Аян Зейнуллин (партия «Ауыл»). Трио депутатов ратует за законодательное «создание благоприятных условий для развития инвестиционной активности граждан РК на рынках ценных бумаг». Сегодня, сетуют парламентарии, условия для казахстанских розничных инвесторов «не являются выгодными». Для формирования стимулов мажилисмены предложили пакет мер, которые, по их мнению, подвигнут соотечественников активнее торговать на фондовом рынке.

Депутаты согласны с инвесторским сообществом, что налоги по розничным сделкам с ценными бумагами взимаются несправедливо. В частности, констатируют они, в качестве оборота для налого­обложения признается только оборот по прибыльным операциям без учета убыточных, следовательно, взимаемый налог «никоим образом не зависит от роста дохода налогоплательщика» и его фактического финансового результата за налогооблагаемый период. Парламентарии предложили устранить эту очевидную несправедливость и предоставить инвесторам право сальдировать убыточные операции.

Согласно текущему налоговому законодательству, если сделки совершаются с бумагами, не имеющими листинга на казахстанских биржах, то налогом облагается оборот, а не разница между покупкой и продажей актива. По словам Данияра Темирбаева, проблема заключается в разном толковании нормы о месте совершения сделки.

«Что считать местом: страну регистрации брокера, страну регистрации биржи (а если сделка вне биржи?), страну регистрации эмитента? Тут большое поле для толкования. Вот поэтому депутаты предложили универсальный подход: неважно, где совершена сделка, важно корректное налогообложение. Это значит, что налог должен взиматься с конечного финансового результата, а не с оборота или исключительно с прибыльных сделок», – говорит исполнительный директор QAMS.

В АФК разделяют такой подход: по мнению ассоциации, «принцип зачета убытков и расходов целесообразно распространить на все сделки резидентов РК во всех юрисдикциях, так как объектом налогообложения является доход резидента независимо от места его получения».

Помимо сальдирования убыточных операций, депутаты считают разумным при взимании налогов с физлиц учитывать их сопутствующие расходы «в виде комиссий по банковским переводам, комиссий брокеров, а также депозитариев, регистраторов и кастодианов».

«В настоящее время объектом налогообложения в данной сфере является доход, – отмечают парламентарии. – Но учитывая реальные затраты участников сделок, целесообразным полагаем создание законодательных условий, позволяющих определять объект налогообложения в виде совокупного прироста (дохода) налогоплательщика за вычетом вышеуказанных затрат». 

Для упрощения налоговых процедур парламентарии предлагают либо наделить брокеров функциями налоговых агентов, либо создать «единую специальную компанию», которая выступала бы налоговым агентом для физлиц, торгующих акциями и облигациями.

«При сделках с ценными бумагами с участием профучастников фондового рынка не используются единые стандартные формы по операциям клиентов, что влечет неудобства в плане администрирования, учета и контроля. В этом аспекте предлагается использовать институт налоговых агентов с правами расчета налогов, заполнения указанных стандартных форм и декларирования в интересах физлиц, получающих доходы от операций с бумагами. Целесообразно, чтобы указанные стандартные формы были предварительно согласованы сообществом профучастников и налоговых агентов либо утверждены на уровне законодательства как единые и стандартные в целях последующей возможности их использования в цифровом формате в единой автоматизированной информационной системе», – считают депутаты.

Государственный интерес

Парламентский запрос был адресован руководителям четырех ведомств: Минфина (глава которого по совместительству является вице-премьером), Министерства национальной экономики, Нацбанка и АРРФР. Оперативнее всех (за 12 календарных дней) отрапортовал монетарный орган. Наоборот, самый медленный ответ (размещен на сайте мажилиса 14 декабря) поступил от вице-премьера и министра финансов Ерулана Жамаубаева, чье ведомство как раз и отвечает за реализацию налоговой политики государства (и которому, по всей видимости, пришлось наиболее тщательно артикулировать свою позицию в контексте полученных вопросов).

Глава Нацбанка Тимур Сулейменов заявил, что «считает возможным поддержать инициативы депутатов по стимулированию инвестиционной активности населения». По его словам, международная практика налогообложения предусматривает применение различных подходов к вычету издержек при сделках с инструментами фондового рынка. Например, в Великобритании есть право вычитать из получаемой прибыли затраты на покупку или продажу акций, включая сборы и издержки на биржевых маклеров. В России из доходов физлиц от фондовых операций подлежат вычету документально подтвержденные и фактически осуществленные расходы. При этом Сулейменов особо подчеркнул, что «налоговые вычеты должны быть предоставлены гражданам РК исключительно по сделкам, которые осуществляются на казахстанском рынке ценных бумаг». Это условие фактически выхолащивает депутатскую инициативу, поскольку на сегодня многие сделки на отечественном рынке и так не облагаются подоходным налогом: при торговле на KASE и AIX (бумагами, находящимися в их официальном списке) инвестор обязан просто декларировать такие операции, но без обязанности платить налог на прибыль.

Глава АРРФР Мадина Абылкасымова сообщила депутатам, что для определенного перечня инструментов, торгуемых в Казахстане, с 2009 года действует «льгота», которая «предусматривает возможность уменьшения налогооблагаемого дохода от прироста стоимости ценных бумаг, находящихся в официальных списках фондовой биржи, функционирующей на территории РК, за счет вычета убытков, возникших от их реализации». По ее информации, с момента принятия указанной льготы по ноябрь 2023 года «общий объем торгов акциями на KASE вырос в 3,5 раза, а корпоративными облигациями – в 6,8 раза».

«Данные льготы позволили обеспечить рост обращения казахстанских финансовых инструментов на внутреннем рынке и существенно ограничить отток капитала за рубеж», – заявила Абылкасымова. 

Министр национальной экономики Алибек Куантыров признал, что в Казахстане существуют факторы, сдерживающие инвестиционную активность граждан, и «вопрос их рассмотрения неоднократно рассматривался в рамках работы по совершенствованию налогового законодательства». Он констатировал, что на сегодня у резидентов РК «возникают обязательства по самостоятельному исчислению и уплате» ИПН по ставке 10% с доходов от фондовых операций как на территории РК, так и за ее пределами. А вот в его комментарии по поводу целесообразности депутатской инициативы снизить налогооблагаемую базу для розничных инвесторов отчетливо слышны нотки сомнения.

«Возможность учета расходов, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг, фактически будет накладывать на физическое лицо обязательство ведения учета, что не согласуется с действующей системой обложения физлиц, при которой учет ведется только в случае осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, при определении объекта налогообложения учет убытков по ценным бумагам физическими лицами возможен только в случае получения налоговыми органами от уполномоченных органов сведений по сверке доходов в целях дальнейшей возможности администрировать такие доходы», – заявил Куантыров.

Из четырех ответов, полученных депутатами, самый, пожалуй, важный (если руководствоваться статусом спикера и его возможностями влиять на принятие финального решения) исходил от вице-премьера Ерулана Жамаубаева. Говоря о возможности сальдирования убыточных операций, он почти слово в слово повторил тезисы Мадины Абылкасымовой о том, что для местных бумаг данная «льгота» и так действует с 2009 года. К идее распространить это правило на сделки, совершенные на территориях с льготным режимом налогообложения, чиновник отнесся скептически, поскольку эти юрисдикции «отличаются низким уровнем отчетности без необходимых пояснений и с правом сокрытия владельцев бизнеса».

Окончательного решения у властей еще нет. В Нацбанке депутатам сообщили, что это не прерогатива монетарного органа.

«Подходы к налоговому администрированию, в том числе с учетом введения всеобщего декларирования доходов и расходов граждан, должны быть проработаны в правительстве», – сказал Тимур Сулейменов.

Остальные трое спикеров синхронно заявили, что «консолидированное решение по поднимаемым вопросам» будет принято в рамках разработки нового Налогового кодекса. 

Глас профучастников

Ассоциация финансистов «приветствует предложения депутатов», поскольку сама «выступала с аналогичными инициативами уже несколько лет». По мнению АФК, действующий принцип налогообложения резидентов, не учитывающий их расходы и убытки, не способствует привлечению инвесторов на фондовый рынок и раскрытию ими информации о доходах за пределами РК. Специфика розничного инвестирования характеризуется большим количеством сделок и коротким горизонтом вложений, что неизбежно приводит к появлению в портфеле и прибыльных, и убыточных операций, поэтому текущий налоговый режим не вполне справедлив, считают в АФК.

В первую очередь, уточняют в АФК, эти изменения затронут инвесторов, которые имеют брокерские счета в зарубежных юрисдикциях, а также торгуют бумагами, не включенными в листинг AIX и KASE, то есть на внебиржевом рынке. Доходы по ценным бумагам, листингуемым на казахстанских биржах, не подлежат налогообложению, напомнили в АФК.

«Лица, которым будет предоставлена возможность «нетироваться» и учитывать расходы и убытки, будут мотивированы к раскрытию операций для налоговых целей и смогут переводить свои портфели в казахстанскую юрисдикцию. Таким образом, логика предлагаемых изменений проста – создать условия, соответствующие лучшей международной практике, что будет мотивировать граждан декларировать свои доходы, открывать счета в собственной налоговой юрисдикции и стимулировать получать пассивный доход на фондовом рынке», – перечислили в АФК преимущества от предлагаемого нововведения.

В МФЦА (учредитель биржи AIX) расценили предложенные налоговые изменения как «важный шаг вперед для финансовых рынков Казахстана», а принцип сальдирования убытков назвали «абсолютно логичным и справедливым». Данный принцип, уже реализованный в отношении юрлиц, когда компаниям при расчете КПН разрешается вычитать из своих доходов убыток от реализации и сопутствующие расходы, должен аналогично применяться и к фондовым операциям физлиц, убеждены в столичном финансовом хабе.

«Это понятная и стандартная практика в развитых экономиках. Безусловно, успешное внедрение поправок в жизнь (при условии их принятия. – «Курсив») потребует кропотливой проработки деталей и конструктивного взаимодействия между профучастниками, налоговыми органами и другими заинтересованными сторонами», – резюмировали в МФЦА.

Что касается непосредственных участников рынка, то, например, в АО «BCC Invest» предупреждают о возможном негативном влиянии взимания ИПН с розничных инвесторов, что может повлечь их отток с фондового рынка (компания предоставила «Курсиву» письмо в АФК с изложением собственной позиции). В письме говорится, что в настоящее время «доля рынка ценных бумаг составляет наименьшее значение в разрезе всего финсектора РК», а услуги брокеров «наименее востребованы ввиду отсутствия гарантий государства в защите вложенных средств, высоких рисков отрицательного изменения стоимости финансовых инструментов и т. п.». Компания напомнила, что в числе прочего привлекательность фондового рынка для физлиц состоит в том, что государство позволяет исключать из налогооблагаемой базы отдельные виды доходов от сделок. В этой связи BCC Invest «просит рассмотреть возможность исключить данный вид налога из налогооблагаемого дохода физлица либо снизить его ставку с 10 до 0,1%, а также предоставить налоговые преференции брокерам», сказано в обращении компании.

Председатель Правления АО «Фридом Финанс» Сергей Лукьянов заявил «Курсиву», что его компания поддерживает депутатскую инициативу.

«Передовая практика доказывает, что мы идем в правильном направлении: сальдирование прибыли и убытков от сделок, а также уменьшение налоговой базы за счет брокерских и других комиссий являются нормой для развитых рынков. Казахстанский рынок получит сильный стимул к росту в результате принятия таких изменений», – считает Лукьянов. 

На кофейной гуще

«Курсив» попросил профучастников и экспертов поделиться своими ожиданиями того, готовы ли чиновники (в первую очередь Минэкономики и Минфин), судя по их ответам на депутатские запросы, внести искомые поправки в законодательство. В АФК полагают, что надежда есть.

«С учетом подготовки нового Налогового кодекса и готовности депутатов и госорганов внедрить наиболее прогрессивные и справедливые принципы налогообложения, повысить прозрачность экономики и создать стимулы к сокращению ее теневой части мы рассчитываем на внимательное рассмотрение этих предложений и положительное решение», – сказали в Ассоциации финансистов. 

Ассоциацию миноритарных акционеров реакция чиновников не устроила, однако там воздержались делать выводы на основании промежуточной информации.

«Ответы госорганов не были по существу поставленных вопросов. Некоторые ответы – копипаст действующих норм законодательства, другие – в духе «согласно постановлению правительства, солнце встает на востоке и заходит на западе», – прокомментировал исполнительный директор QAMS Данияр Темирбаев. 

В АО «Фридом Финанс» тоже решили не предвосхищать события, однако дали понять, что отказ от налоговых изменений станет ошибкой.

«Если и на этот раз пакет поправок не будет акцептован рынком и не пройдет в закон, то наш фондовый рынок так и останется на периферии еще как минимум год», – отметил Сергей Лукьянов.

Бремя посредника

Судя по всему, в депутатской инициативе далеко не случайно просьба устранить несправедливое налогообложение соседствует с идеей о наделении брокеров функциями налоговых агентов или создании «специальной компании» для этих целей. Возможно, по мнению чиновников, именно такая конфигурация системы позволит обеспечить справедливость не только для розничных инвесторов как плательщиков ИПН, но и для государства как налогополучателя. Вот и министр экономики Алибек Куантыров в своем ответе говорит о трудностях администрирования при учете убыточных сделок, подчеркивая, что такой учет возможен «только в случае получения налоговыми органами от уполномоченных органов сведений по сверке доходов». 

Как отметила Мадина Абылкасымова, на сегодня местные брокеры имеют всю необходимую инфраструктуру и возможности, чтобы выступать в качестве налоговых агентов. По ее словам, регулятор поддерживает идею о наделении брокеров данными функциями. Реализация этой идеи упростит учет расходов и доходов для физлица по операциям с ценными бумагами, считает глава АРРФР. Полностью идентичный комментарий привел и вице-премьер – министр финансов Ерулан Жамаубаев.

По мнению QAMS, вопрос о наделении брокеров фискальными функциями нужно обсуждать с рынком, чтобы учесть нюансы, связанные с дополнительными расходами профучастников. Например, в США брокеры выступают налоговыми агентами только в отношении дивидендных выплат, знает Данияр Темирбаев.

Как стало известно «Курсиву», в Казахстане готовятся запустить пилотный проект по расчету налогооблагаемой базы инвесторов-физлиц по операциям на фондовом рынке с участием брокеров и компании International Trading System Ltd (ITS). Предлагается следующая схема взаимодействия. Брокеры, согласившиеся стать налоговыми агентами, самостоятельно рассчитывают сумму ИПН, удерживают ее с клиентов и перечисляют в бюджет. При отсутствии денег на клиентском счете брокер информирует налоговиков о невозможности удержания, в этом случае ответственность брокера за уплату ИПН не возникает. Для брокеров, не желающих становиться агентами, расчет налога будет делать компания ITS, однако дальнейшие действия (взыскание ИПН с клиента и перевод в бюджет) все равно предлагается возложить на брокера. 

Представитель брокерской компании, которую не устраи­вает предложенная схема, в неофициальной беседе назвал «Курсиву» две главные причины, почему они выступают против. Во-первых, будучи сервисной, то есть клиентоориентированной, организацией, они не хотят становиться в глазах клиентов еще и сборщиками налогов. Во-вторых, они хотели бы избежать разного рода недопониманий с Налоговым комитетом, которые могут возникнуть при выполнении брокером агентских функций. По словам собеседника, компания готова предоставлять всю необходимую информацию о фондовых сделках частных лиц фискальным органам, но не готова взимать с клиентов налоги самостоятельно.

Читайте также