В первые три месяца года инвестиции в основной капитал в Казахстане сократились на 0,8%. Это некритичная просадка для показателя – на I квартал года приходится лишь 15% всего объема годовых капитальных вложений, – но она в очередной раз обращает внимание на несбалансированность казахстанской экономики и недостаточную устойчивость экономического роста, который пока складывается значительно ниже значений, ожидаемых высшим политическим руководством РК.
Ноль восемь
Инвестиции в основной капитал – рассчитываемый по косвенным данным показатель «вложения средств с целью получения инвесторами экономического, социального или экологического эффекта в случае нового строительства, а также расширения, реконструкции и модернизации объектов, приобретения машин, оборудования, транспортных средств, затрат на формирование основного стада, многолетние насаждения» (цитата по бюллетеню БНС АСПР РК).
Изменения данного показателя находятся на контроле у премьер-министра, министра национальной экономики и акимов областей. Объем инвестиций сегодня определяет экономический рост завтра, поэтому до тех пор, пока чиновники отвечают за рост ВВП, инвестиции в основной капитал также будут находиться в зоне их особого внимания.
За последние 20 лет в годовом выражении этот показатель снижался лишь дважды – в 2009 и 2020 годах на 3,0 и 3,9% соответственно. Именно поэтому сокращение инвестиций в основной капитал даже по итогам одного квартала – это событие.
По итогам января – марта 2024 года показатель сократился почти на процент. Судя по ретроспективе последних лет, это не самое серьезное снижение: по итогам I квартала 2021-го инвестиции упали на 9,6%. Но затем пошли вверх.
В январе – марте 2022-го капзатраты в масштабах экономики показывали признаки восстановления (+1,5%), а в аналогичный период прошлого года наблюдался рост на 16,1%.
Аналитические разрезы, которые предлагает официальная статистика, позволяют делать выводы о самых разных факторах изменения итогового показателя. Разбивка по размерности предприятий показывает, что в
I квартале этого года инвестиции в основной капитал сокращались из-за падения вложений крупных предприятий (-22%), на которые приходится около 37% всего объема. Региональный разрез свидетельствует о том, что спад наблюдался в шести регионах страны из 20, среди которых ключевые – Атырауская (-29,5% г/г), Мангистауская (-10,3%) и Актюбинская (-10,5%) – дают 28% республиканского объема.
Секторальный разрез показывает, что сокращались инвестиции в горнодобывающую промышленность (-23,7% г/г), операции с недвижимостью (-3,7%) сельское хозяйство (-18,2%), а также торговлю (-14,3%). В сумме четыре этих сектора дают 57% итогового объема, причем одна только горнодобыча формирует 47% общестранового капекса.
Опускаясь на уровень отдельных промышленных отраслей, мы подходим к главной причине спада – сокращение инвестиций предприятий, добывающих нефть и газ: в лучшие годы на них приходится до 30% объема инвестиций в экономику в течение первых трех месяцев года. Речь идет о крупных предприятиях, которые сконцентрированы в основном в Атырауской, Мангистауской и Актюбинской областях. В этом году нефтегазодобывающие компании сократили вложения на 31,6% г/г, а их доля в общем итоге сократилась до 20%. Однако снижаются инвестиции и у предприятий в других добывающих отраслях – угольной промышленности (–44,0% г/г) и добыче прочих полезных ископаемых (–66,2%).
Что это значит в масштабах экономики?
По данным БНС, краткосрочный экономический индикатор (показатель, который предвосхищает динамику ВВП страны) страны за первые три месяца года вырос на 4,7%. Рост экономики был обеспечен опережающим ростом в строительстве (+15,9%), связи (+9,3%) и транспорте и складировании (+8,3%). Заметим, что предприятия этих секторов наращивали и капзатраты. Более слабая динамика фиксировалась в сельском хозяйстве (+1,6%), торговле (+3,3%) и горнодобывающей промышленности (+1,9%). В этих же секторах наблюдалось снижение объема инвестиций в основной капитал. Ухудшение текущей ситуации в секторах экономики зачастую прямо влияет на динамику капитальных вложений, ведь основной источник финансирования инвестиций в основной капитал казахстанских предприятий – собственные средства компаний (77% всего объема).
Спад в I квартале в масштабах и экономики, и нефтегазодобывающей отрасли преодолим: на первые три месяца приходится лишь около шестой части всех республиканских инвестиций за год и чуть больше 20% инвестиций нефтегазодобывающих компаний. Учитывая благоприятную конъюнктуру на глобальном рынке, эти предприятия могут форсировать часть инвестиционных планов.
Но примечательно в нынешней ситуации с инвестициями другое. Несмотря на десятилетия реализации программ по развитию, с одной стороны, несырьевых секторов экономики, с другой – малого и среднего бизнеса, общую картину задают крупные нефтедобывающие компании. Взрывная активность инвесторов в таких отраслях, как электромашиностроение (рост в 3,9 раза в I квартале 2024-го), автомобилестроение (рост в 6,8 раза) и производство одежды (рост в 8,7 раза), не позволяет в полной мере компенсировать просадку инвестиций недропользователей. Несмотря на 30-процентный рост, предприятия обрабатывающей промышленности обеспечивают лишь 11% всех республиканских вложений.
Динамика и качество инвестиций в основной капитал – одна из болевых точек казахстанской экономики, которую видят и в Акорде. В послании-2023 президент Касым-Жомарт Токаев указывал, что целью намеченных до 2029 года реформ будет «стабильный экономический рост на уровне 6-7%». На расширенном заседании правительства в феврале этого года президент указывал на слабые значения соотношения инвестиций в основной капитал к ВВП. В последние 10 лет показатель находится в диапазоне 15–18%, причем в последние три года – ближе к нижней границе. «Не может не беспокоить, что доля инвестиций в основной капитал в ВВП страны снижается. Другими словами, в экономику не вкладывается достаточно средств, чтобы в последующие годы хотя бы поддерживать текущие темпы роста», – сказал тогда Токаев.