Казахстанские банки заявляют о росте популярности детских карт. При этом, судя по результатам соцопроса, каждый четвертый родитель, у которого есть дети в возрасте от шести до 18 лет, вообще не знает об этом банковском продукте.
В Казахстане 4,6 млн детей и подростков в возрасте от шести до 18 лет. Все они – потенциальные клиенты банковского сектора, который уже на протяжении пяти лет предлагает в Казахстане продукты для этой возрастной категории. Это элемент долгосрочной стратегии развития бизнеса – обладатель детской карты вырастет и продолжит пользоваться продуктами «своего» банка. По свидетельству казахстанских банков, спрос на финансовые услуги для детей и подростков стабильно растет.
Карта на вырост
«Мы отмечаем значительный рост спроса на открытие детских карт. За 2022 год мы выпустили на 80% больше карт, чем за предыдущие 2021 и 2020 годы. Это свидетельствует о росте интереса к данной услуге и подтверждает, что детские карты становятся все более популярными среди наших клиентов», – сообщает Банк ЦентрКредит.
В RBK рассказали, что число новых держателей RBK mini (так называется детский продукт этого банка) увеличивается в среднем на 10–15% в месяц.
«Рост спроса на детские карты напрямую связан со снижением доли наличных денег в обороте. Если нам с вами родители давали деньги на карманные расходы наличными и других вариантов не было, то сейчас ситуация в корне изменилась. К тому же это отличный способ привить ребенку умение грамотно распоряжаться деньгами, контролируя его расходы», – говорит директор департамента банковских карт Altyn Bank Татьяна Попова.
Данными о динамике выдачи детских карт поделились только два казахстанских банка, хотя открыть такие карты можно в семи. Кроме БЦК и Bank RBK это Jusan Bank, Altyn Bank, Halyk Bank, Kaspi Bank и ForteBank. Открытие и обслуживание детских карт в любом из этих банков бесплатные.
«Такая сейчас конкурентная среда в Казахстане, комиссии остались практически только по премиальному сегменту карт. Доля этих комиссий незначительная в доходах карточного бизнеса, основная часть доходов приходится на комиссии Interchange», – объясняет Татьяна Попова.
Продвигая детский банкинг, финучреждения разыгрывают велосипеды и самокаты, предлагают повышенный кешбэк и бонусы за оплату в кинотеатрах и парках развлечений и даже запускают образовательные проекты. Например, БЦК организовал бесплатные уроки финансовой грамотности, которые доступны в том числе детям, не являющимся пользователями JuniorBank (так называется детская карта этого банка). Похожий обучающий проект есть и у RBK.
Подходы к информированию аудитории у банков в буквальном смысле противоположные – например, Altyn Bank делает предложение практически всем своим клиентам.
«Целевая аудитория у детских карт достаточная широкая, поскольку уровень рождаемости у нас в стране высокий. Детские карты мы, без преувеличения, предлагаем всем. Даже если у кого-то пока нет детей, карту можно открыть племянникам или любимым внукам», – комментирует Татьяна Попова.
Jusan Bank от «ковровой бомбардировки» перешел к таргетированному предложению.
«Во время рекламной кампании мы предлагали открыть детскую карту Jusan Family всем клиентам, чтобы они узнали о запуске нового сервиса и его возможностях. Сейчас мы ориентируемся на имеющиеся у нас данные по клиентам», – пояснили в Jusan Bank.
Представители Kaspi Bank признались, что не предпринимают каких-либо дополнительных действий для расширения клиентской базы детских карт, и аргументировали: «Если людям нравится сервис, то количество пользователей будет расти».
Чем дальше в степь, тем меньше карт
Центр социологических исследований Kursiv Research провел опрос среди родителей, у которых есть дети в возрасте от 6 до 18 лет. Репрезентативная выборка включала все регионы, возрасты, уровни дохода населения. Из 1 600 респондентов под требуемый критерий подошли 542 человека. Из них каждый четвертый родитель сказал, что не слышал ничего о детских картах. Каждый третий хорошо осведомлен об этом продукте. Остальные ответили, что что-то слышали, но не знают подробностей.
Судя по результатам опроса, осведомленность о детских картах среди казахстанцев неравномерная. Ответы напрямую коррелируют с местом проживания родителей. В сельской местности в подробностях об этом банковском продукте знают лишь 18,6% опрошенных. Тех, кто вовсе не владеют информацией, – 32,4%. В городе картина обратная: 40,9% знают о детских картах в полной мере и 19,1% не слышали о них ничего.
В разрезе регионов наиболее информированными оказались родители из Алматы – 55,5% и Астаны – 42,9%. А наименее осведомлены о финансовых продуктах для детей жители Туркестанской (46,6% опрошенных жителей области не слышали о детских картах ничего), Кызылординской (42,9%) и Жамбылской (33,8%) областей.
По данным Центра социологических исследований Kursiv Research, карту для своих сына или дочери оформили 41,4% родителей, чьим детям от 6 до 18 лет. Большинство из них – жители крупных городов РК, лидерами снова стали Алматы и Астана, где этой услугой банка пользуются 64,2 и 64,3% опрошенных родителей соответственно. Заметна и связь с уровнем доходов: самый высокий процент тех, кто открыл детям карты, среди людей с высоким достатком. Из тех, кто может себе позволить без труда купить автомобиль, квартиру или дачу, оформили детскую карту 60% опрошенных.
Высокий процент родителей, которые не открыли детские карты, в Акмолинской (79,1%), Туркестанской (78,5%), Жетысуской (78%), Жамбылской (73,3%) и Восточно-Казахстанской областях (70,1%).
Судя по результатам опроса, больше половины из тех, кто не открыл карту на своего ребенка, не собираются делать этого и в будущем. Вариант «однозначно не рассматриваю оформление детской карты» выбрали 39,2% опрошенных, еще 17,9% сказали, что скорее не рассматривают.
Родители не видят нужды в оформлении детских карт – это самая распространенная причина отказа от данного банковского продукта. Вариант «еще рано, мой ребенок не сможет пользоваться» был вторым по популярности. Следом же за этим идет ответ «сначала нужно научиться пользоваться наличными».
В пресс-службе Bank RBK комментируют результаты опроса: «Банковские карты для детей появились в Казахстане относительно недавно, и необходимо время, чтобы они получили широкое распространение и завоевали к себе доверительное отношение».