Что означают орнаменты и зачем уметь их «читать»

Опубликовано
Фото: Союз ремесленников Казахстана

«На государственном флаге Казахстана при желании можно увидеть французский орнамент», – говорит Ерлан Кожабаев, дизайнер, график, живописец, один из ведущих специалистов по казахскому национальному орнаменту. Поймите художника правильно – речь ни в коем случае не идет о плагиате: просто орнаменты всех народов мира имеют одну и ту же семантику и одно и то же значение, а знаменитые символы – спираль, крест, звезда – применяются у всех этносов как национальные орнаментальные модули. И на нашем флаге – конечно, казахский орнамент, который мы используем испокон веков.  

Crafts.kz: первая онлайн-база казахского народного искусства

Обо всем этом шла речь на недавней пресс-конференции в центре American Space & Makerspace Almaty, посвященной запуску первой в Казахстане онлайн-базы декоративно-прикладного искусства. Со временем, как надеются ее разработчики – Союз ремесленников РК при поддержке Фонда Евразия Центральной Азии – там будет все, от ювелирных украшений до музыкальных инструментов. Как старинных и даже древних, так и созданных современными мастерами. 

Работа предстоит огромная: на сегодняшний день, по разным оценкам, утеряно до 70% традиционных казахских ремесел. На грани исчезновения – многие текстильные техники, безворсовое и ворсовое ткачество, изготовление ши (узорная циновка), алаша (ковровое изделие из разноцветных шерстяных нитей), войлочных ковров – сырмаков и текеметов, десятки техник вышивки тускиизов (настенный ковер), одежды, обуви и головных уборов, декоративных элементов для внутренней отделки юрты и многое другое.

Добавьте к этому, что в Казахстане нет ни одного музея прикладного искусства – в лучшем случае традиционному народному творчеству отводится зал, а чаще просто выделяется часть пространства в экспозиции историко-краеведческого музея. Неудивительно, что в такой ситуации 80% того, что в мире называется «нематериальным культурным наследием», у нас остается в хранилищах – и посетители не видят эти экспонаты.

Кстати, именно с этого начался сбор данных, предпринятый Союзом ремесленников РК: они поехали по областным музеям и попросили пустить их в запасники.

«Я выражаю искреннюю благодарность всем музеям, которые помогли нам на этом, первом, этапе нашего проекта, – говорит председатель Союза ремесленников Айжан Беккулова. – Это Мангыстауский, Жамбылский, Павлодарский, Актюбинский, Туркестанский, Кызылординский областные историко-краеведческие музеи, и, конечно, Музей искусств имени А. Кастеева. Они поняли значимость нашего проекта и допустили нас в фонды, что не каждый музей делает».

Команду Союза ремесленников ждало немало открытий: так, в Павлодаре они увидели очень своеобразную вышивку, которая не встречается больше ни в одном регионе Казахстана.

Фото: Союз ремесленников Казахстана

Или большое количество одежды с золотым шитьем в Актобе. Или кольцо «кус канат» («крылья птицы») в Кызылорде, с мелодичным звоном – традиционно для отпугивания злых сил, но и как сигнал о том, что девушку можно сватать.  

«И таких открытий будет громадное количество! – уверена Айжан Беккулова. – Еще до начала проекта мы понимали, что казахское наследие – это глобальное, космическое пространство, оно настолько велико, что его не охватить. Но, тем не менее, нужно было с чего-то начинать».

Начали с орнаментов. С 1 августа на сайте www.crafts.kz  можно скачать 60 отрисованных орнаментов, 300 фотографий украшенных ими творений ремесленников, статьи и книги по традиционному казахскому искусству. В том числе – некоторые материалы авторства Ерлана Кожабаева: недавно он выпустил книгу «Казахские орнаменты как пиктограммы тенгрианской культуры и комбинаторика их модулей в современном дизайне». 

Такие разные свастики

«Орнаменты – это абсолютно читаемые пиктограммы закономерности и цикличности явлений природы и космоса, – говорит Ерлан Кожабаев, возвращаясь к вопросу о сходстве орнамента на флаге Казахстана с французским, русским или китайским. – Поэтому они были понятны, и знакомы, и читаемы всеми народами мира, как сейчас понятны и читаемы всеми дорожные знаки. В национальном музее любой страны мы увидим равносторонний крест, свастику, пяти-, шести-, семи-, восьми- или двенадцатиконечную звезду, и чем больше мы занимаемся изучением орнаментов, тем больше понимаем, насколько все народы близки культурно, насколько идентичны наши традиции, обряды и языки».  

Художник и исследователь предложил проследить эту идентичность на одном из самых ярких примеров – традиционных казахских головных уборах, увенчанных пучком перьев филина.  

«Мир – это большая вода, – сказал на одной из своих лекций академик международной Академии архитектуры стран Востока, заслуженный архитектор РК Бек Ибраев. – В середине высится священная гора – Улытау, на ее вершине растет священное древо жизни – Байтерек, которое держит священное голубое небо своими ветвями, а землю – корнями. Оно является мостом между Землей и Вечным синим небом, а на ветвях священного дерева сидят птицы – души умерших предков». 

Этот же сюжет можно увидеть не только на казахских шапках, мужских и девичьих, но и в декоре головного убора знаменитого иссыкского «Золотого человека» (VI–V вв. до нашей эры), где золотые силуэты гор венчает дерево с птицей. 

Эту же идею использовали американские индейцы, что можно увидеть на плане пирамиды Кукулькана в Мексике. Самое интересное, что речь идет не только о внешнем сходстве, но и о смысловом: эта самая знаменитая мексиканская пирамида – древний резонатор и имитатор звуков. Когда снаружи по лестнице поднимаются люди, внутри их шаги отдаются голосом священной птицы индейцев майя – Кетцаля (ну как наша Самрук). Согласно легендам, перья этой птицы жрецы и правители в древности использовали для украшения головы. 

Или один из самых спорных символов – свастика.

«Уже много лет она у многих ассоциируется только с нацистской Германией, – говорит Ерлан Кожабаев. – Но на самом деле свастика – это очень сильный оберег, она использовалась у всех народов в качестве защитного орнамента». 

В том числе и у нас: по словам художника, если провести прямые линии по осям орнамента традиционного казахского тускииза, «мы увидим основной каркас этого орнамента, состоящий из многочисленных крестов разных величин». Ерлан Кожабаев поясняет, что крест-свастика бывает двух видов: та, где «лопасти» вращаются по часовой стрелке, символизирует земную жизнь, где против часовой – жизнь потустороннюю. Поэтому на одежде используется один символ, на могильных сооружениях – совсем другой. И их ни в коем случае нельзя путать. 

Фото: Союз ремесленников Казахстана

«Пиктограммы должны восприниматься и читаться правильно, – подчеркивает исследователь. – У нас иногда не понимают сути этих вещей и после раскопок какого-нибудь кургана, где находят какую-нибудь красивую вещицу, начинают делать вещи-«вариации» на ее тему, но предназначенные для живых людей. Не понимая того, что это ритуально-погребальные символы. А любая пиктограмма – она генерирует энергию, и, когда ее используют, она начинает работать – в хорошую или в плохую сторону, и притягивать, соответственно, добро или зло к своему владельцу. Вспомните все эти скандалы на спортивных соревнованиях, когда не тот или не так повесили флаг, неправильно разместили символику на рекламных модулях – откуда эти скандалы? Спортсмены и тренеры хорошо знают, что такая, на первый взгляд, простая «небрежность» непременно принесет им неудачу, поражение – не на этом турнире, так на следующем. Поэтому я желаю всем – не только мастерам- ремесленникам, дизайнерам и другим – сначала изучать науку орнамента и только потом применять его. Мы же, прежде чем принять лекарство, сначала читаем инструкцию – точно так же и с орнаментальными модулями». 

…Как подтверждение слов Ерлана Кожабаева – скандал на международном молодежном фестивале «Бауырым, болашақ өз қолында», который в конце июля прошел в Узбекистане. Тот самый орнамент на государственном флаге Казахстана по ошибке окрасили в красный цвет. Цвет огня – вместо цвета благополучия.

Читайте также