Стоимость строительства одного энергоблока атомной электростанции на 1,2 ГВт в Казахстане составит 20 млрд юаней (1,359 трлн тенге или $2,8 млрд по текущему курсу Национального банка), на строительство потребуется пять лет, сообщил «Курсиву» заместитель главного представителя Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC) по Центральной Азии и Восточной Европе Ли Юдонг.
«20 млрд юаней — один блок. Пять лет на строительство», — сказал он «Курсиву» в кулуарах выставки «КазАтомЭкспо».
Таким образом, стоимость строительства АЭС из двух блоков общей мощностью в 2,4 ГВт, которую планируется построить к 2035 году в Казахстане, в случае выбора китайского подрядчика составит $5,6 млрд. В министерстве энергетики республики изначально называли возможную стоимость атомной станции на 2,4 ГВт в $10 млрд и срок строительства в 10 лет, однако позднее эксперты, в частности, представители «Казахстанских Атомных Электрических Станций» (КАЭС, «дочка» «Самрук-Казыны») постепенно повысили ее до $15 млрд.
По словам представителя CNNC, китайская корпорация приложит все усилия для своевременной сдачи АЭС в Казахстане в случае принятия положительного решения на республиканском референдуме по вопросу строительства станции, а также выбора китайской стороны в соответствующем конкурсе, в котором принимают участие несколько компаний из Франции, России, Китая и Южной Кореи.
«Вы наш сосед. Мы не только друзья, а как братья хотели бы с вами еще сблизиться, энергично дружить. Лидеры (Казахстана и Китая – Курсив) говорят о вечной дружбе – это значит вместе работать, вместе продвигать наш прогресс. Поэтому с нашей стороны мы всегда готовы с вами дружить», — сказал Ли Юдонг, отвечая на вопрос о возможности строительства китайской стороной АЭС в Казахстане по схеме build-operate-transfer (BOT).
По схеме build-operate-transfer (BOT), в частности, строит АЭС «Аккую» в Турции «Росатом». В рамках данного проекта часть электроэнергии с блоков гарантированно приобретается турецкой стороной по заранее обговоренному тарифу, однако российская сторона самостоятельно обеспечивает строительство и финансирование объекта. Станция состоит из четырех блоков ВВЭР-1200 общей мощностью 4 800 МВт. Глава российской госкорпорации Алексей Лихачев сообщил в начале сентября 2023 года, что стоимость строительства «Аккую» составит $23–24 млрд — в июне этого года он назвал уже другую сумму — $24–25 млрд. По соглашению турецкая сторона выкупает 70% электроэнергии с первых двух блоков и 30% – со вторых двух блоков по 12,35 американских центов (59,73 тенге по текущему курсу Нацбанка) за 1 кВт·ч.
В ноябре 2023 года сообщалось о начале строительства первого энергоблока установленной мощностью 1,29 ГВт на АЭС «Сюйдапу» в провинции Ляонин на северо-востоке КНР. Общая стоимость проекта из шести блоков совокупной мощностью 7,6 ГВт составляет 140 млрд юаней (около $19,5 млрд). Инвестором проекта выступает компания China National Nuclear Power Co. Ltd. – «дочка» Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC).
Ранее управляющий директор по стратегии и управлению активами «Самрук-Казыны» Ернат Бердигулов сообщил «Курсиву», что госхолдинг рассматривает два варианта финансирования строительства первой в Казахстане атомной электростанции, в том числе с возможностью использования собственных денег и средств из Национального фонда. По его словам, 20-30% от стоимости АЭС должен будет предоставить сам фонд, в том числе из средств Национального фонда, а оставшиеся 70-80% привлечь на финансовых рынках.
Управляющий директор госхолдинга отмечал, что одолжить деньги на строительство АЭС могут многие международные финансовые институты и компании, однако «Самрук-Казыне» придется внести и свою часть, увеличив капитал своей отраслевой «дочки» – ТОО «Казахстанские атомные электрические станции» (КАЭС) на 20–30% от общей стоимости станции.
В Китае работает 57 блоков общей мощностью 58,78 ГВт. В процессе строительства находится еще 47 блоков на 54,71 ГВт. Таким образом, после их запуска в КНР будет работать более 100 ядерных реакторов общей мощностью свыше 110 ГВт.
В свою очередь глава делегации «Росатома» на выставке Вадим Титов сообщил, что рад тому, что в Казахстане серьезно обсуждается возможность строительства атомных электростанций, поскольку они являются необходимой основной энергобаланса будущего.
«Росатом» сегодня строит атомные электростанции не только на территории России, но и за рубежом — в семи странах на данный момент сооружается 22 блока… Мы рады тому, что за последние 18 лет мы запустили 18 блоков. Это очень важный и необходимый опыт. Также важно, что эти блоки запускались не только на территории России», — сказал он.
По его словам, российская госкорпорация готова предложить несколько типов реакторов, в том числе малой мощности, а также поддержку по финансовым вопросам, разработке оптимального топлива, подходам к отработанному топливу.
Генеральный менеджер южно-корейской KHNP Че Оп Ким обратил внимание на то, что компания построила свои блоки в обозначенные первоначально сроки. В настоящее время уже работает 26 ядерных реакторов, еще несколько находятся в процессе строительства, в том числе за пределами Южной Кореи.
Вице-президент французской EDF Лоран Фабра отметил, что из 436 реакторов по всему миру французскими компаниями (не только EDF) было построено более 100 реакторов.
«То есть один из четырех реакторов был построен Францией. Этот опыт иногда был неудачным. Мы извлекали уроки на практике. Как я упомянул, мы также получаем поддержку от французского правительства, что очень важно, когда выбираешь партнера», — сказал он.
В начале 2024 года EDF сообщила о задержке на два года – до 2029 года сроков завершения строительства двухблочной АЭС Hinkley Point C с реакторами EPR в Великобритании. Ранее предполагалось, что строительство станции будет завершено в 2027 году, а общая смета составит 26 млрд фунтов стерлингов или около $33 млрд. По второму новому сценарию, строительство завершится в 2030 году, а общая стоимость составит 31-34 млрд фунтов стерлингов или $39-43 млрд. Третий сценарий предполагает запуск первого блока в 2031 году.
Положительным моментом для французского и китайского претендента на строительство АЭС в Казахстане является то, что в Усть-Каменогорске производятся тепловыделяющие сборки (топливо для АЭС) по французскому дизайну для китайских АЭС. Теоретически это создает возможность для поставки казахстанского топлива на АЭС в республике в случае победы французского или китайского подрядчика.
Ранее министр энергетики Алмасадам Саткалиев заявил, что Казахстану необходимо будет построить несколько атомных электростанций в горизонте до 2060 года, чтобы добиться цели по углеродной нейтральности в энергетике. Первую АЭС на 2,4 ГВт страна планирует запустить в 2035 году. По расчетам Минэнерго, строительство займет 10 лет, а стоимость не менее $10 млрд. Таким образом, китайская сторона предлагает вариант вдвое быстрее и почти вдвое дешевле.
Вместе с тем, представители «Самрук-Казыны» неоднократно отмечали преимущества «Росатома» как потенциального партнера с учетом большого количества возводимых реакторов по миру. Председатель правления госхолдинга «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов, говоря на своей первой пресс-конференции в качестве главы фонда о компаниях-претендентах, назвал лишь «Росатом». При этом он посетовал на ряд сложностей при реализации проекта.
Казахстанская сторона получила соответствующие предложения в рамках проекта строительства АЭС от ряда иностранных компаний: EDF (Франция), CNNC (Китай), «Росатом» (Россия) и KHNP (Южная Корея).
О том, что строительство первой АЭС в Казахстане может быть осуществлено на деньги, привлеченные самой иностранной компанией, победившей в конкурсе, «Курсиву» сообщил ранее генеральный директор КАЭС Тимур Жантикин.
Казахстану «Росатом» предлагал построить АЭС с помощью реакторов ВВЭР-1200 и ВВЭР-1000. При этом если год назад в Министерстве энергетики РК сообщали о возможной стоимости первой АЭС в стране мощностью 2,4 ГВт в $10 млрд, то позже там повысили стоимость до $11 млрд. Жантикин же говорит о возможной стоимости такой станции до $15 млрд. Такие суммы на долгосрочных условиях (строительство АЭС от начала проектирования до ее непосредственного пуска может занять 10 лет) могут предоставить ограниченное количество банков или компаний, учитывая, что многие международные финансовые институты перестали финансировать строительство АЭС, не считая атомную энергию зеленой.
При строительстве АЭС самим поставщиком ядерных реакторов иностранная компания получает вложенные средства и добавленную к ним маржу через оговоренные тарифы. Инвестор может также получить гарантии приобретения части вырабатываемой станцией электроэнергии.
По представленным четырьмя зарубежными компаниями предложениям стало ясно, что себестоимость выработки 1 кВт⋅ч на казахстанской атомной электростанции (АЭС) составит 8 центов, или около 34,86 тенге по курсу Национального банка на тот момент, сообщил ранее генеральный директор компании КАЭС Тимур Жантикин.
К 2035 году потребление электроэнергии в Казахстане прогнозируется на уровне 152,4 млрд кВтч. При этом выработка действующих на сегодня энергоисточников по ряду объективных причин (вывод из эксплуатации, повышение износа, усиление экологических санкций) снизится и составит менее 135 млрд кВтч.
На сегодняшний день основная доля выработки электроэнергии в стране приходится на угольные станции, которые обеспечивают 66% общей выработки. Вместе с тем сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) демонстрирует значительный рост — по итогам 2023 года количество объектов ВИЭ составило 148 объектов, и доля выработки ВИЭ достигла около 6%.
К 2035 году требуется обеспечить ввод новых генерирующих мощностей суммарной мощностью 26,5 ГВт. По его словам, структура новых энергетических мощностей, необходимых к вводу к 2035 году, выглядит следующим образом: 27% — газовая генерация; 12% — гидроэлектростанции; 17% — угольная генерация; 9% — АЭС; 36% — объекты ВИЭ.