Узбекистан может локализовать производство ядерного топлива для первой собственной атомной электростанции (АЭС), а также поставлять его на будущую АЭС в Казахстане, сообщил «Курсиву» руководитель представительства британского New Nuclear Watch Institute (NNWI) Бауржан Ибраев.
«В последнее время Узбекистан приобрел серьезные компетенции, исходя из того, что принял решение о строительстве АЭС. Понятно, что у них скоро будет договор о строительстве АЭС. Насколько я представляю, они хотят локализовать производство топлива в Узбекистане и второе – они серьезно думают об организации рециклинга отработанного ядерного топлива», — сказал он «Курсиву» в кулуарах семинара по атомной энергетике, проводимого NNWI.
По его мнению, исходя из этого, что стоимость природного урана постоянно растет, завтра в оборот на АЭС будет вводиться отработанное ядерное топливо.
«Те страны, которые обладают преимуществами рециклинга, будут впереди планеты всей. На сегодня Россия, Франция обладает этими технологиями, но если среди них будет Узбекистан, то для них это будет очень высокая компетенция», — отметил Ибраев.
Он считает, что ускорение, с которым движется Узбекистан в данном вопросе, обесценивает те преимущества, которые на старте имел Казахстан.
«Это означает, что Казахстан серьезно и быстро утрачивает свои компетенции. Потому что о локализации ядерного производства мы говорим достаточно давно, также, как и о строительстве АЭС, но никаких решений нет. Мы будем идти на поводу того как соседи развиваются», — сообщил он.
Вместе с тем, производить ядерное топливо для одной АЭС с двумя энергоблоками будет дороже масштабного производства, соглашается Ибраев.
«Локализация будет немного дорогая, потому что строить завод (по выпуску ядерного топлива — Курсив) на два блока по топливу ежегодно не слишком рентабельно, но исходя из того, что весь мир идет на строительство водо-водяных реакторов, для них открывается большой рынок. Поэтому, если завтра в Казахстане или Кыргызстане будет строиться (АЭС — Курсив), пожалуйста, для них открывается рынок», — сказал он.
Для того, чтобы поставлять ядерное топливо на другие АЭС, помимо своей, Узбекистану придется получить разрешение «Росатома», который и построит АЭС в этой республике. Ибраев полагает, что Узбекистан может получить право поставок топлива на будущие атомные станции в Центральной Азии. Сам Казахстан также хотел бы поставлять собственное ядерное топливо на свою первую АЭС.
При этом в «Росатоме» сообщали о возможности применения при строительстве АЭС в Узбекистане технологии «сухих» градирен для минимизации потребления воды. В Узбекистане планируется построить два энергоблока с реакторными установками ВВЭР-1200 (общая мощность 2,4 ГВт, как и в Казахстане). В конце ноября глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что Россия и Узбекистан почти завершили подготовку контракта о возведении объекта.
Первая атомная электростанция в Казахстане, которую планируется построить в поселке Улкен Алматинской области на берегу озера Балхаш, может использовать меньше воды из озера, считает министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев.
По мнению генерального директора компании «Казахстанские атомные электростанции» Тимура Жантикина, возможности сокращения потребления воды из Балхаша действительно есть.
«Мы смотрели белорусскую (атомную электро – Курсив) станцию, там два блока по 1200 МВт. Это примерно то, что мы хотим построить. Расход воды в градирнях невозвратный: испарение, потом мелкие капли вылетают и так далее – 63 млн кубометров в год. Мы смотрели данные по Балхашу, там эти 63 млн составляют 0,3-0,6% от обычного природного испарения с поверхности озера», — сообщил он о первоначальном варианте расхода воды на площадке «Самрук-Казыны».
По его словам, Казахстан рассматривает и более экономный с точки зрения расходы воды вариант, который изучается Узбекистаном, где АЭС, также, как и в Беларуси, построит «Росатом». «Росатом» является одним из четырех претендентов на строительство АЭС в Казахстане.
«В Узбекистане сейчас прорабатывается технология сухой градирни, которая не расходует воду вообще. Замкнутый цикл идет, как в радиаторе автомобиля. Но это немного дороже стоит, плюс еще на работу такой градирни тратится где-то 3-5 МВт энергии. Но это технически осуществимо, поэтому по воде проблем не должно быть», — отметил Жантикин.
Ранее Жантикин сообщил «Курсиву» о том, что госхолдинг рассматривает возможность строительства АЭС на деньги самой иностранной компании-вендора. Одной из последних АЭС, которые строятся по схеме build-operate-transfer (BOT), когда поставщик финансирует, строит и эксплуатирует АЭС, являет АЭС «Аккую» в Турции. «Росатом» строит АЭС «Аккую» из четырех блоков ВВЭР-1200 общей мощностью 4 800 МВт. Глава российской госкорпорации Алексей Лихачев сообщил в начале сентября, что стоимость строительства «Аккую» составит $23–24 млрд.
Казахстану «Росатом» предлагает построить АЭС с помощью реакторов ВВЭР-1200 и ВВЭР-1000. При этом если год назад в Министерстве энергетики РК сообщали о возможной стоимости первой АЭС в стране мощностью 2,4 ГВт в $10 млрд, то позже там повысили стоимость до $11 млрд. Жантикин же говорит о возможной стоимости такой станции до $15 млрд. Такие суммы на долгосрочных условиях (строительство АЭС от начала проектирования до ее непосредственного пуска может занять 10 лет) могут предоставить ограниченное количество банков или компаний при условии, что многие международные финансовые институты перестали финансировать строительство АЭС, не считая атомную энергию «зеленой».
Решение по строительству атомной электростанции в Казахстане необходимо принять на всенародном референдуме, отметил президент Касым-Жомарт Токаев 1 сентября.
«В 2019 году в своей предвыборной платформе я обещал, что по наиболее важным стратегическим проблемам решения будут приниматься посредством референдумов. Строительство или отказ от возведения АЭС – это крайне важный вопрос, касающийся будущего нашей страны. Поэтому предлагаю вынести его на общенациональный референдум. По конкретным срокам определимся позднее», — сказал он в своем послании народу Казахстана на совместном заседании палат парламента.
По его словам, развитие атомной энергетики стало особо важным экономическим и политическим вопросом. Президент подтвердил наличие разных мнений по поводу целесообразности строительства АЭС в Казахстане.
«С одной стороны, Казахстану как крупнейшему производителю урана в мире надлежит иметь собственную атомную генерацию. Некоторые специалисты высказываются за строительство станций с малыми реакторами. С другой, у многих граждан и ряда экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций», — сказал он.
Токаев отметил, что опасения отдельных граждан понятны, учитывая трагическое наследие Семипалатинского ядерного полигона. По его мнению, нужно продолжить общественные слушания и всестороннее широкое обсуждение по данному вопросу.
Первую АЭС в Казахстане планируется построить в поселке Улькен Жамбылского района Алматинской области, расположенном на берегу озера Балхаш. Местные жители поддержали проект строительства АЭС в населенном пункте. АЭС в Казахстане планируется построить по технологии 3+, которая должна обеспечить надежность реактора как при заложенных в проекте авариях, так и при превышающих их инцидентах.
Представители «Самрук-Казыны» неоднократно отмечали преимущества «Росатома» как потенциального партнера с учетом большого количества возводимых реакторов по миру. Председатель правления госхолдинга «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов, говоря о компаниях-претендентах, назвал лишь «Росатом». При этом он посетовал на ряд сложностей при реализации проекта.
В начале марта управляющий директор по стратегии и управлению активами «Самрук-Казыны» Ернат Бердигулов провел переговоры с зарубежными партнерами фонда по вопросам развития энергетики Казахстана, в том числе атомной промышленности. По представленным четырьмя зарубежными компаниями предложениям стало ясно, что себестоимость выработки 1 кВт⋅ч на казахстанской атомной электростанции (АЭС) составит 8 центов, или около 34,86 тенге по курсу Национального банка на тот момент, сообщил в начале марта генеральный директор компании КАЭС Тимур Жантикин.
Решение о выборе иностранного партнера при строительстве казахстанской АЭС первоначально планировалось принять до конца прошлого года, однако затем эти сроки были перенесены на начало 2023 года, сообщил «Курсиву» в декабре 2022 года главный менеджер по управлению проектом компании «Казахстанские атомные электрические станции» Асет Махамбетов. Затем сообщалось о планах принять такое решение в первом полугодии, однако иностранный партнер так и не был выбран. Возможно, решение откладывается в связи с высокими шансами на победу в конкурсе российского «Росатома». При этом при обсуждении 11-го пакета санкций Евросоюза уже рассматривалась возможность включения в этот пакет российской атомной отрасли (однако этот момент не был включен в итоговый документ), что привело бы к серьезным сложностям со строительством АЭС в Казахстане в сотрудничестве с «Росатомом».
По официальному прогнозу Минэнерго, к 2028 году дефицит электроэнергии в южной зоне республики составит 1 400 МВт. Первым местом для строительства АЭС является поселок Улькен Алматинской области на берегу озера Балхаш.
Вице-министр энергетики Жандос Нурмаганбетов на брифинге 3 августа 2022 года сообщил, что после начала строительства первой атомной электростанции Казахстан может начать возводить вторую – в городе Курчатове на востоке страны. По его словам, ведутся обсуждения о том, сколько АЭС будет в Казахстане.
По планам министерства энергетики до 2035 года в Казахстане будут построены атомные мощности на 2,4 ГВт. Стоимость каждого энергоблока на 1,2 ГВт оценивалась в прошлом году в $5 млрд. Срок строительства АЭС займет 10 лет, поэтому фактически, чтобы успеть к обозначенным срокам, строительство должно стартовать в ближайшие два года.