Уходящий 2022 год был богат на политические события и вызовы. Год начался с трагических январских событий, унесших жизни 238 казахстанцев. А в феврале Россия объявила войну Украине, отголоски которой также сказались на жизни граждан. За этот год в Казахстане провели референдум и досрочные президентские выборы, изменили Конституцию РК и провели громкие аресты. «Курсив», вспоминая события уходящего года, выяснил у отечественных политологов, справилась ли казахстанская власть со всеми вызовами 2022-го.
Каким был январь 2022 года
В начале января 2022 года мирные митинги, начавшиеся в Жанаозене, переросли в массовые протесты по всей стране с экономическими и политическими требованиями. В итоге январские события унесли жизни 238 человек, из них 19 – правоохранители.
Беспорядки проходили в разных городах Казахстана, однако именно в Алматы они переросли в вооруженный конфликт и массовые погромы. Участники событий захватили и сожгли здание акимата города, также горела резиденция президента и был захвачен аэропорт.
23 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев открыл в Алматы мемориал памяти жертвам январских событий «Тағзым» (Поклонение).
В ноябре Токаев в Алматы рассказал о причинах, по которым жители страны вышли на митинги в январе. По его словам, на мирные демонстрации, которые позже переросли в погромы, граждан вынудили выйти многолетние системные социально-экономические проблемы.
Также президент подписал закон «Об амнистии» в отношении лиц, участвовавших в январских событиях. По предварительным данным, общее количество лиц, подпадающих под действие амнистии, – около 1,5 тыс. человек.
12 декабря аким Алматы Ерболат Досаев сообщил, что вся разрушенная в городе инфраструктура восстановлена. Также 1 640 пострадавшим предприятиям выплачена компенсация в сумме 16,2 млрд тенге, пострадавшим казахстанцам компенсирован имущественный ущерб на сумму 613,5 млн тенге.
Противостояние внутри элит
По словам политолога Виктора Ковтуновского, если говорить о январских событиях, то здесь важно определится с критериями оценки действий руководства страны.
«Справилась ли казахстанская власть с этим вызовом? С одной стороны, Касым-Жомарт Токаев по-прежнему занимает свою должность, поэтому можно сказать, что с вызовами он пока справляется. Но по этому показателю нельзя судить о состоянии страны и общества. На самом деле мы до сих пор точно не знаем, что произошло в январе. Если это была попытка госпереворота (официальная версия), то кто конкретно за ней стоял?», — говорит Ковтуновский и продолжает серию вопросов, на которые пока нет ответов.
«Каковы были цели заговорщиков? Кто и какие решения принимал для предотвращения этого антиконституционного акта? Насколько действия всех соответствовали законам Республики Казахстан? Пока не будет ответов на эти очевидные вопросы невозможно дать январским событиям адекватную оценку», — подчеркивает политолог.
С ним согласен его коллега Андрей Чеботарев. По его словам, власть в лице Токаева сумела справиться с внутриэлитным противостоянием.
«Справившись с внутриэлитными конкурентами перед президентом оставался вопрос легитимизации своего правления перед обществом. Незадача в том, что общество до сих пор считает, что январские события до конца не расследованы, и что многие участники пострадали ни за что. А скоро годовщина январской трагедии», — поясняет он.
Референдум и президентские выборы
Политолог Казбек Бейсебаев из других политических событий отмечает референдум по поправкам в Конституцию РК.
«И, хотя многие поправки больше носили редакционный характер, тем не менее, некоторые из них были сильно востребованы обществом. Например, нужно отметить введение на парламентских выборах одномандатных округов», — говорит он.
Референдум по поправкам в Конституцию прошел 5 июня. Поправки поддержали 77,18% казахстанцев. Против проголосовали 18,66%.
«Курсив» писал, что изменения и дополнения в Основной закон страны носили не революционный, а корректирующий характер. Они продолжали курс, начатый конституционной реформой 2017 года, то есть осторожно и аккуратно перераспределяют полномочия. Президент остается центральной фигурой политической системы. У сената усиливается функция регионального представительства. Мажилис будет представлять не регионы, а различные социальные группы казахстанского общества.
20 ноября в стране прошли выборы президента Казахстана. В гонке участвовали шесть кандидатов. За внеочередными выборами следил 641 международный наблюдатель.
По мнению Андрея Чеботарева, конкурентов у действующего президента на этих выборах не было. За Касым-Жомарта Токаева проголосовали 6,4 млн казахстанцев или 81,31%. Второе место было отдано графе «Против всех». За нее проголосовали 5,8% человек. «Курсив» писал, что это главный противник действующего президента Казахстана на выборах.
Далее расположились кандидаты в президенты. За Каракат Абден отдали свои голоса 206,2 тыс. человек или 2,60%, за Нурлана Ауесбаева – 176,1 тыс. человек или 2,22%, за Жигули Дайрабаева – 281,6 тыс. человек или 3,42%, за Мейрама Кажыкена – 200,9 тыс. человек или 2,53%, за Салтанат Турсынбекову – 168,7 тыс. человек или 2,12%.
Не только партии, но и активисты
Виктор Ковтуновский вспоминает, что после январской трагедии президент заявил о необходимости кардинальных политических реформ.
«Из этого вывод, что он ясно понимал, каких решений ждет от него общество. Но вместо того, чтобы перераспределить полномочия, прежде всего президентские, между государственными институтами: парламентом, правительством, судебной системой и местным самоуправлением, Токаев, на самом деле укрепляет свою власть», — поясняет политолог.
В свою очередь Андрей Чеботарев считает, что сделано все же было немало.
«В избирательный процесс возвращена мажоритарная избирательная система. Это значит, что в мажилис и маслихаты всех уровней пройдут не только политические партии, но и гражданские активисты и лидеры общественного мнения смогут пройти в те или иные представительные органы. Будет определенная конкуренция в мажилисе парламента», — считает политолог.
Кроме того, он напомнил о воссоздании в стране Конституционного суда. Токаев подписал соответствующий закон в начале ноября. Ранее в Казахстане уже был КС. Он действовал с 1992 по 1995 год. Теперь обращение гражданина в КС будет допустимо, если оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт был применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы казахстанцев.
«Также были внесены поправки в закон о политических партиях. В результате регистрационный порог резко сократился с 20 тыс. до 5 тыс. членов партии. Это вполне позволяет заинтересованным группам создать свои партии. Кроме того, президент теперь не может быть членом какой-либо партии, а акимы не будут возглавлять филиалы представительств. Это тоже шаг вперед», — поясняет спикер.
Однако Чеботарев отмечает, что «критика в обществе присутствует сегодня из-за того, что пока зарегистрировали только одну партию «зеленых».
Кого арестовали в 2022 году
Уходящий год в Казахстане отметился и рядом задержаний политиков и бизнесменов.
Так, экс-глава КНБ РК Карим Масимов был задержан 6 января по подозрению в государственной измене. Позже стало известно о задержании трех его заместителей – Ануара Садыкулова, Даулета Ергожина и Марата Осипова. Все они подозреваются в насильственном захвате власти, превышении должностных полномочий. В КНБ поделились подробностями обысков и фотографиями изъятого у Масимова имущества. Позднее генпрокурор Казахстана Берик Асылов рассказал, что экс-председателю КНБ грозит до 17 лет лишения свободы.
Также 20 февраля был задержан экс-министр обороны РК Мурат Бектанов и водворен в изолятор временного содержания по подозрению в бездействии власти во время январских событий.
17 марта стало известно, что Кайрата Боранбаева – свата старшей дочери первого президента Дариги Назарбаевой, задержали. (В 2013 году его дочь Алима вышла замуж за Айсултана Назарбаева, который умер в 2020 году — «Курсив»). Сообщалось, что расследуется уголовное дело по факту хищения средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе. «Курсив» писал, чем он владеет в Казахстане.
Экс-депутат маслихата Алматы Кайрат Кудайберген был задержан 21 апреля. Он являлся известным бизнесменом, учредителем холдинга Q3. Прокуратурой Алматы сообщалось, что он задержан по подозрению в организации и участии в массовых беспорядках, произошедших в январе в Казахстане.
По мнению Виктора Ковтуновского, арест лиц из ближайшего окружения Нурсултана Назарбаева вызвал воодушевление в широких слоях казахстанского общества.
«Вместе с тем, заметно и огромное разочарование, ощущение, что главные коррупционеры и выгодополучатели отделались легким испугом», — говорит спикер.
Всколыхнул казахстанское общество и арест известного журналиста Михаила Козачкова.
Вечером 18 декабря Агентство по финмониторингу сообщило о задержании журналиста по подозрению в пособничестве ОПГ, которой руководил Елдос Коспаев. После этого адвокат задержанного Анна Веретельникова заявила, что обыск происходит без ее присутствия.
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» выразил обеспокоенность несоблюдением процедурных норм. Коллегия адвокатов РК заявила о нарушениях при задержании журналиста.
Через два дня суд в Алматы избрал меру пресечения для журналиста. Согласно постановлению Козачков будет находиться под стражей до 18 февраля 2023 года.
С какими вызовами не справилась власть
Казбек Бейсебаев считает, что если с вызовом январских событий в начале года власти справились, то с другими вызовами такого не скажешь.
«С вызовами по линии ЖКХ они не справились и у нас в начале зимы целый город Экибастуз остался без тепла. Также в течение года наблюдался постоянный рост цен. Против этого вызова у властей тоже ничего нет, и этот вызов гораздо опаснее для власти. Справедливости ради, надо сказать, что все эти вызовы или проблемы не за один день появились. Они накапливались годами и не решались, а все время откладывались. Поэтому вполне объективно после стольких лет они стали проявляться и, действительно, стали вызовами. Их надо решать системно», — говорит спикер.
Напомним, годовая инфляция в Казахстане в ноябре 2022 года разогналась до 19,6%, за месяц цены выросли на 1,4%.
В начале декабря Нацбанк Казахстана ухудшил прогноз по инфляции на текущий год с 16-18% до 20-21%. В 2023 году НБ ожидает рост цен на 11–13% (ранее — на 7,5-9,5%), с последующим замедлением в 2024 году до 7–9% в результате роста внутреннего спроса.
24 декабря премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что работа по снижению инфляции в Казахстане вдвое в 2023 году является вопросом безопасности государства.
По данным министерства торговли и интеграции, социально значимые продукты питания подорожали с начала года на 22,3%, за последнюю неделю — на 0,2%. Наибольший рост цен на такие продукты отмечен в Улытауской области (31,4%) и Астане (25%).
Казбек Бейсебаев подчеркнул, что власть все же вынесла для себя некоторые уроки за этот год.
«Ситуация усугубляется сложной обстановкой в мире: война в Украине, санкционная война между Западом и Россией. Мы, пусть не напрямую, но тоже оказались вовлечены в мировой конфликт. В этих условиях требуется единение всех сил, и мы не можем расслабиться, — говорит он, отмечая, что впереди казахстанцев ожидают досрочные парламентские выборы, которые пройдут по новым правилам. — По тому, как пройдут эти выборы и появятся ли новые люди в парламенте, мы также сможем судить, вынесла ли власть для себя уроки», — сказал он.
Как война России и Украины повлияла на Казахстан
Президент РФ Владимир Путин объявил о войне в Донбассе и вводе войск в непризнанные ДНР и ЛНР 24 февраля 2022 года. Россия проводит, так называемую «специальную военную операцию» с целью демилитаризации и денацификации Украины. Последствия решения российского лидера затронули и Казахстан.
Напомним, 21 сентября текущего года президент России Владимир Путин объявил о частичной мобилизации. После этого россияне стали массово покидать страну, приезжая в том числе и в Казахстан.
По данным МВД РК, с начала мобилизации документы на ПМЖ в Казахстане подали 3 578 россиян, 965 граждан РФ хотят получить гражданство РК. В начале декабря сообщалось, что с сентября в Казахстан заехало почти 800 тыс. граждан РФ. В настоящий момент в стране находятся 298 тыс. россиян.
Приток значительного числа россиян привел к росту тарифов на аренду жилья. Однокомнатные и двухкомнатные квартиры, которые ранее стоили не более 200 тыс. тенге в месяц, стали предлагать по 300–500 тыс. тенге, а комната в многокомнатной квартире – за 150 тыс. тенге. При этом россияне в соцсетях жаловались на занятые гостиницы и хостелы. Затем цены на аренду стали постепенно возвращаться к прошлым показателям.
Бизнес также активно стал переезжать в Казахстан. С начала марта количество новых зарегистрированных российских компаний в Казахстане ежемесячно увеличивается на 500–800. Максимальный рост был зафиксирован в августе – сразу плюс 1,1 тыс. компаний. На 1 сентября в Казахстане было зарегистрировано 15,4 тыс.
Российских компаний стало больше практически во всех отраслях казахстанской экономики, исключением стали только сферы строительства и финансов. Наиболее привлекательны для компаний с российским капиталом, судя по статистике, такие сектора, как торговля, экспертная деятельность и IT.